Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Флаконных дел мастера. Часть 5

Unipack.ru | Статьи | Флаконных дел мастера. Часть 5

Повинуясь общему весеннему «ароматному» оживлению, мы решили поведать читателям истории жизни и творчества флаконных дел мастеров, создавших для именитых ароматов филигранные «одеяния», которые и поныне заставляют наши сердца тихо трепетать и покорно отдаваться во власть чарующих душистых мелодий.

Часть 5. Baccarat — хрустальная магия для ароматной роскоши

Невероятно хрупкий, прозрачный и таинственный, сверкающий и роскошный – хрусталь рождается из соединения песка, свинца, стихий огня и воздуха. В хрустале есть какая-то тайная магия. Хрустальный шар позволяет гадалке увидеть будущее, хрустальная туфелька превращает Золушку в Принцессу, искрящийся звон хрустальных бокалов скрепляет самые важные обеты. Что может стать лучшей оправой для выражения сложной многогранной, одновременно открытой и таинственной души аромата? Вот уже более 100 лет французские кудесники фабрики Baccarat покоряют мир роскоши, заключая ароматные «души» самых дорогих и именитых парфюмов в изысканные сверкающие «тела» хрустальных флаконов.

Как это ни странно, роскошный хрусталь Baccarat обязан своим появлением крайней нищете. В середине XVIII века жители французской Лотарингии были доведены до отчаяния вырубкой лесов, которые давали им заработок и в буквальном смысле кормили целые деревни. Местному епископу пришла в голову светлая мысль. Дабы спасти население от обнищания, он решил основать стекольный завод по соседству с деревушкой Баккара, на правом берегу реки Мерт. Прошение об организации производства стекла завизировал Людовик XV, который и не подозревал, что тем самым вписал название маленькой деревни в мировую историю.

Собственно хрустальное производство появилось на фабрике только в 1816 году. В это время стекольную мануфактуру Baccarat приобрел промышленник по имени Эмме-Габриэль Д’Артиг. Он построил печь для обжига хрусталя и наладил производство хрустальных изделий – посуды, ваз, декоративного стекла. Всего через несколько лет Baccarat стала ведущим производителем хрусталя во Франции, а вскоре – самым престижным поставщиком хрусталя по всему миру.

Успеху Baccarat немало способствовала популярность хрустальной продукции этой марки у царствующих и сановных особ. В 1823 году мануфактура в Баккара получила первый престижный заказ от короляЛюдовика XVIII: монарху понадобился изящный бокальный сервиз. Очарованный качеством отделки бокалов, Людовик XVIII стал постоянным заказчиком фабрики, а хрустальные творения Baccaratприобрели при дворе статус предметов первой необходимости. Так было положено начало блистательному списку клиентов фабрики Baccarat, в котором европейские монархи стали соседствовать с японскими императорами, махараджами Раджастхана, султанами Оттоманской империи и представителями семейства Романовых.

Роман Baccarat с Россией начался в 1860-м, и к началу XX века превратился с устойчивую привязанность. Около тысячи рабочих фабрики были заняты исключительно выполнением российских заказов. Из трех действующих промышленных печей на фабрике Baccarat в 1900-е годы одна была полностью отдана под изготовление заказов, поступающих из России. Поэтому ее прозвали «русской печью». В 1906 году для Николая II был изготовлен знаменитый бокальный сервиз, выполненный из цветного хрусталя с двойными стенками. Реплики царских бокалов Baccarat продолжает выпускать до сих пор, они так и называются – «Tsar». Тогда же были заказаны и изготовлены знаменитые «Канделябр Царя» и «Канделябр Царицы», а также хрустальные фонтаны для дворцов Санкт-Петербурга и Москвы. Царские канделябры Baccarat, эскизы которых, кстати, разработал собственноручно Николай II, сегодня находятся в коллекции Эрмитажа.

Стремление соответствовать взыскательным вкусам именитых заказчиков требовало от фабрики Baccaratпостоянного внедрения инноваций. В 1839 году мануфактура впервые представила изделия из цветного хрусталя. В красочной палитре Baccarat засияли небесно-голубой, розовый, кремниево-зеленый, парижская зелень, кобальтовый, аметистовый и янтарный. И не только. Фабрика прославилась и черным хрусталем, еще известным как «оникс». Его получили, добавив в изначальную смесь пять новых компонентов. Каковы эти составляющие — и по сей день тщательно охраняемый секрет.

В 1841 году Baccarat производит подлинную революцию в стекольном деле, впервые применяя метод вогнутого гранения, так называемую «фасетку». Использование этого ноу-хау позволило наносить настолько выверенный гравированный орнамент, что блеск и сияние хрусталя многократно усилились. Для создания «Царских канделябров» французские мастера изобрели специальные формы, в которых отливались полые изогнутые трубки для протягивания электрических проводов.

Редкие по красоте хрустальные изделия Baccarat удостаивались не только восторженных похвал, но и самых высших наград. Начиная со второй Всемирной выставки 1867 года в Париже, где были представлены две рубиново-красные хрустальные вазы, покрытые тончайшей гравировкой Жана-Батиста Симона, и фонтан из переливающегося, сверкающего хрусталя высотой семь метров, произведениям Baccarat неизменно присуждались только золотые медали на всевозможных международных выставках и конкурсах. Мировой триумф компании был настолько ошеломляющим, что ей пришлось открыть представительства в Санкт-Петербурге, Москве, Бомбее, Сиднее, Тегеране,Каире. В 1949 году Baccarat основала американский филиал в Нью-Йорке, после чего последовало открытие японского филиала в Токио в 1986-м.

Эпоха парфюмерных флаконов в истории Baccarat началась с наступлением двадцатого столетия. Именно в это время парфюмерные компании стали постепенно осознавать необходимость создания оригинального флакона для каждого аромата. К 1907 году производство хрустальных флаконов на фабрике Baccarat по сравнению с концом 19 века увеличилось в десять раз. Заказчиками хрустальных одеяний для ароматов стали такие именитые парфюмерные бренды как Guerlain, Coty, Houbigant, Bourgeois.

Одним из первых массовых парфюмерных творений от Baccarat стал сосуд в форме черепашки для духовChampe Elysees (Елисейские поля) от Guerlain, появившийся на свет в 1904 году. Черепашка от Baccaratстала одним из счастливых символов-талисманов Дома Guerlain. Закономерно, что в 2008 году к 180–летию Guerlain была выпущена коллекционная серия из 24 хрустальных черепашек Parfum des Champs-Élysées, стоимостью ?10 000 каждая. Автором следующего флаконного шедевра от Baccarat стал Рене Лалик, придумавший для нового одеколона L’Effleurt (1908) от Coty массивный сосуд в египетском стиле с рельефной пластиной из темного стекла вместо этикетки. В стиле «Баккара» выполнены и флаконы других великолепных парфюмерных творений Coty«Chypre», «Emeraunde de Coty », «L´Or», «L´Origan», «La Violette», «La Violette Pourpre» и «Muguet».

В 1911 году флаконом от Baccarat обзавелся ставший со временем легендарным аромат «Narcisse Noir», созданный фирмой Caron. Противоречие цветочной сладости и траура ночи, характерное для «Narcisse Noir», воплотилось в великолепном хрустальном флаконе в виде прозрачной чернильницы, увенчанной черной крышкой, форма которой напоминает раскрытый цветок. Магическая притягательность аромата была увековечена Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» и вдохновила Марину Цветаеву на поэтические строки: «Ваш веер пахнет гибельно и тонко…».

Два самых романтичных восточных аромата в истории — знаменитые Mitsouko и Shalimar от Guerlain — явились миру, окутанные прозрачным сиянием хрусталя Baccarat, соответственно, в 1919 и 1925 годах. На создание аромата Mitsouko Жака Герлена вдохновила история трагической любви юной жены японского адмирала Того и британского офицера, описанная в романе «Битва» Клода Феррера. Соединив натуральные и синтетические компоненты, Жак Герлен получил яркий статусный аромат, который полюбился не только женщинам, для которых и был предназначен, но и представителям сильной половины человечества. К примеру, знаменитый Чарли Чаплин любил аромат Mitsouko настолько, что без меры орошал этими духами всю домашнюю мебель, а Сергей Дягилев признавался, что парфюм Mitsoukoнапоминает ему о покинутой России. Изысканный флакон в стиле арт-нуво, разработанный Раймоном Герленом и воплощенный Baccarat для аромата Mitsuoko, по дизайну практически не отличался от флакона парфюма L’Heure Bleue, выпущенного домом Guerlain в 1912 году. Предполагалось, что два этих флакона символизируют начало (L’Heure Bleue) и конец (Mitsuoko) Первой мировой войны. Крышечка в форме сердца была игривым намеком на романтические и беспечные предвоенные годы. Mitsouko Guerlain выпускается и по сию пору, оставаясь одним из самых востребованных парфюмерных творений дома Guerlain, а Baccarat помогает ему сохранять свою исключительность. Так, в 2009 году в честь 90-летия знаменитого запаха Baccarat выпустила 14 коллекционных хрустальных флаконов, украшенных ювелирной композицией из нефрита и жемчуга.

Shalimar, второй аромат восточной серии от Guerlain, появился почти случайно. Как-то Жак Герлен«играл» с ванилином, который был тогда самым модным парфюмерным ингредиентом. Для интереса он добавил ванилин к своему любимому аромату Jicky (1889). Получившийся сладко-пряный мягкий сандаловый аромат напомнил Герлену историю о садах «Шалимар», которые были излюбленным местом отдыха прекрасной Мумтаз-Махал, супруги Шаха Джахана, воздвигшего в ее честь знаменитый Тадж-Махал. «Шалимар» (буквально — «Сады Любви») считаются лучшим образцом могольских садов — с многоступенчатыми террасами, раскидистыми тенистыми аллеями и тщательно подобранными друг к другу ароматами цветов. За разработку флакона для нового восточного аромата взялся Раймон Герлен. В 1925 году изящный веерообразный флакон, увенчанной синей пробкой из хрусталя Baccarat, был представлен на Всемирной выставке декоративного искусства. Долгое время флакон Shalimar оставался без изменений, однако в 1985 в честь своего 60-летия аромат был «переиздан» в новой упаковке и вернулся к своим истокам совсем недавно — в 2010 году, благодаря дизайнеру Джейд Джаггер.

Одеяние из уникального черного хрусталя в 1933 году мастера Baccarat подарили аромату Liu от Guerlain, созданному специально для жены Джозефа Кеннеди-старшего Роуз, пожелавшей иметь такой же оригинальный парфюм, каким был легендарный Chanel No.5. Аромат Liu поместился в восьмиугольный сосуд из черного хрусталя с золотым узором, выполненный в египетском стиле. Затем последовали хрустальный изогнутый кристалл Magie Lancome (1935), сверкающая свеча Sleeping d’Elsa Schiaparelli(1938) и амфоры из многослойного хрусталя для Miss Dior (1947).

В 1975 году самый дорогой аромат того времени – мифические духи Joy Жана Пату — получил великолепный наряд от Baccarat. Обретение роскошного хрустального облачения стало логичным следствием истории аромата, которая началась во времена Великой депрессии. В 1929 году биржевой крах привел к тому, что многие клиентки французского кутюрье Жана Пату больше не могли позволить себе наряды Высокой моды. Но именно в такое трудное экономическое время Пату решил сделать подарок своим верным поклонницам: создать духи. И не просто духи, а единственный в своем роде, самый дорогой парфюм в мире. Кутюрье придумал настоящее произведение парфюмерного искусства, в котором, как будто для ритуала изгнания дьявола мировой депрессии, соединились самые редкие и самые дорогостоящие натуральные ингредиенты. До сих пор для создания 30 миллилитров парфюма требуется не меньше десяти тысяч цветов жасмина из Грасса и 28 дюжин ароматных роз. За время существования аромата он несколько раз менял флаконы, но самую достойную оправу обрел только в 1975-м. В начале XXI столетия на пьедестале самых дорогих парфюмов Joy потеснил аромат Clive Christian Imperial Majesty, флакон которого также изготовлен из хрусталя Baccarat. Стоимость одного хрустального флакона (507мл), декорированного 18-каратным золотом и 5-каратными белыми бриллиантами, составляет 215 000 $.

В ознаменование наступления нового тысячелетия компания Baccarat решила выпустить трио парфюмов собственного имени. Трилогию под названием Les Contes d’Ailleurs – «Сказки издалека» — решено было посвятить восточной тематике. Первым в серии стал парфюм Une Nuit Étoilée au Bengale («Звездная ночь в Бенгалии»), выпущенный в 1997 году. Пряный аромат с нотками цитруса, бергамота, имбиря и корицы был помещен в оригинальную бутылочку, где синее хрустальное сердце соединяется с аркой звездного неба и венчается изумрудной пробкой, напоминающей листья экзотического растения или брызги дворцового фонтана. Дизайнер флакона Федерико Рестрепо поведал своим творением целую историю о далекой сказочной Индии, дворцах и великолепных садах Махараджи.

В 1998 восточную тематику трилогии от Baccarat продолжил аромат Les Larmes Sacrées de Thèbes(«Священные слезы Фив») во флаконе, напоминающем форму египетской пирамиды. Сам парфюм полностью соответствует своему не эфемерному телу – флакону: насыщенный миррой и ладаном, он переносит нас в древний Египет, где таинство ароматов было открыто только жрецам. Les Larmesявляется самым известным ароматом в триптихе Baccarat. Возможно, это связано с изысканностью его флакона, или с тем, что его неоднократно называли одним из самых дорогих парфюмов в мире. АроматUn Certain Été à Livadia («Однажды летом в Ливадии»), вдохновленный крымской резиденцией последнего российского императора, завершил трилогию Baccarat в 1999 году. Парфюмерная композиция, придуманная Кристин Нагель, поселилась под красным куполом с золотистым звездчатым крестом. Опору для флакона составляет земная ось, изогнутый силуэт которой напоминает русскую букву «л».

Вот уже почти 20 лет Baccarat работает на ниве ювелирных украшений, соединяя цветной и прозрачный хрусталь с золотом 750-й и серебром 925-й проб. Ювелирное направление весьма благотворно сказалась и на флаконном производстве компании. Так, только в 2010 году Baccarat подарила любителям роскоши три великолепных флакона, сочетающих самые передовые технологии флаконного и ювелирного дела. Гигантская королевская пчела с ограненными крыльями, сверкающими как драгоценные алмазы, подчеркивает королевскую стать ограниченной серии парфюма L’Abeille de Guerlain. Каплевидный флакон Guerlain Idylle Baccarat Edition, покрытый 24-каратным золотом, заключённый в удивительную по красоте овальную скульптуру из хрусталя Baccarat, напоминающую пузырь, увенчан пробкой из чистого 18-каратного золота. И, наконец, флакон-перстень, выполненный из цельного кристалла Baccarat и декорированный 40 бриллиантами и 24 сапфирами для Boucheron Femme Limited Edition 2010.

Сегодня хрустальные творения Baccarat с полным правом можно отнести к разряду высокого искусства. Произведения, собранные в парижском Музее Баккара, основанном в 1988 году, лишнее тому подтверждение. Здесь представлены искуснейшие творения, созданные мастерами лотарингской хрустальной мануфактуры в сотрудничестве с такими именитыми художниками и скульпторами, какСальвадор Дали, Сезар, Жорж Шевалье, Робер Рижо, Роберто Самбоне, а также такими мэтрами современного искусства, как Андре Путман, Матиас, Жан Боджио, Серж Мансо и Филипп Старк.

Baccarat на сегодняшний день выпускает более трех тысяч наименований хрустальных изделий. Бокалы, фужеры, флаконы для парфюмов, хрустальные силуэты, подносы, кубки, канделябры, хрустальные копии мировых шедевров живописи, скульптуры и объекты архитектуры в миниатюре, люстры, мебель и даже целые комнаты из хрусталя. На флаконы приходится 18% выручки.

Сохраняя двухвековую традицию ручной работы, фабрика Baccarat придерживается самых высоких стандартов качества. Каждая хрупкая безделица на всем протяжении процесса изготовления минимум десять раз подвергается тщательному контролю. Достаточно малейшего, едва различимого вооруженным глазом дефекта, чтобы рукотворное творение, на которое затрачены многие часы кропотливой ручной работы, было разбито вдребезги. Только убедившись в том, что соблюдены все фирменные стандарты качества, гравировщик ставит на нем фирменный знак Baccarat. Сегодня на мануфактуре Baccaratработают 25 лучших мастеров-стеклодувов Франции, и это самое большое количество первоклассных специалистов, когда-либо нанимавшихся в любую из других французских компаний, выпускающих предметы роскоши. Именно эти люди каждый день делают реальностью хрустальную мечту.

Говорят, что хрусталь Baccarat придает заключенному в него продукту особые свойства: духи «звучат» вернее и чище, а напитки получают особую тонкость вкуса. Может быть, все дело в магии? В рукотворной магии мастерства Baccarat?..

Вместо послесловия

Ароматное оживление весны сменяет пряная пора томного лета. «В одном флаконе» поместилось лишь пять историй — Лалик, Динан, де Башмакофф, Мансо и Баккара. Виденье художника, рука мастера, хватка бизнесмена, душа поэта и мудрость волшебника — пять магических ключей к созданию обыкновенного чуда парфюмерного флакона. Но тайна сотворения бессмертного «тела» для эфемерного аромата остается неразгаданной… возможно, чтобы ее постичь, необходимо шестое чувство.

Автор:  Архангельская Ксения, Независимый бренд-консультант, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ

 

Unipack.Ru
Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении