Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

ДАВАЙ ЗАКУРИМ, ТОВАРИЩ, ПО ОДНОЙ… ИЛИ, МОЖЕТ, ВООБЩЕ БРОСИМ КУРИТЬ? Часть вторая

ДАВАЙ ЗАКУРИМ, ТОВАРИЩ, ПО ОДНОЙ… ИЛИ, МОЖЕТ, ВООБЩЕ БРОСИМ КУРИТЬ? Часть вторая
20.02.2015

Unipack.ru | Статьи | ДАВАЙ ЗАКУРИМ, ТОВАРИЩ, ПО ОДНОЙ… ИЛИ, МОЖЕТ, ВООБЩЕ БРОСИМ КУРИТЬ? Часть вторая

В преддверии Дня защитника Отечества Unipack.Ru предлагает вниманию читателей статью на тему армейского табачного довольствия. Вопрос табачного снабжения военнослужащих оказался не так прост, как казалось бы. Выяснилось: в нем было интересно разбираться.

Не менее интересно было разбираться и с отечественными «военными и морскими» табачными брендами.

На традиционную для России любовь к родной армии и военно-морскому флоту опирается давняя традиция посвящать им марки табачных изделий.

О героях былых времен

Началась эта традиция еще в конце XIX века, когда на табачных фабриках двух купцов (караимов по национальности) стали выпускаться папиросы с военизированными наименованиями и соответствующим рисунком на пачке: «Боевые» – на фабрике Габая (ныне «Ява») в Москве и «Гусарские» – на фабрике братьев Шапшал в Петербурге.

Очень интересна пачка папирос, выпущенных на фабрике Кушнарева в Ростове-на-Дону, которая, правда, к тому времени входила в табачное «Товарищество Асмолова». На пачке папирос «Козьма Крючков» изображен широко известный герой Первой мировой войны.

Это редкий случай изображения конкретного человека на табачных изделиях, а если учесть, что тогда еще живого, так, вообще, известно всего о двух подобных примерах в истории табачных брендов России.

Еще один пример помещения конкретной персоны на пачку – папиросы «Чапаев», впервые выпущенные на том же ростовском предприятии, получившем к тому времени название «Донгостабфабрика» (сейчас – «Донской табак»), в конце 1930-х годов и выпускавшиеся до конца 1950-х.

Правда, вряд ли сам герой Гражданской войны, а позже персонаж многочисленных анекдотов послужил первопричиной появления папирос его имени, скорее, это был фильм братьев Васильевых, с триумфом шедший по экранам. Подтверждение тому – кадр из киноленты.

Переименование и переоформление

В период между Гражданской и Великой Отечественной войнами у нас в стране выпускались папиросы: «Тачанка», «Красноармеец» и «Краснофлотские».

С 1938 года военно-морские силы РККА стали называться Военно-морским Флотом, а с 25 февраля 1946 года Красная Армия именуются Советской Армией. С того же года перестали называть воинов красноармейцем и краснофлотцем, теперь они стали соответственно рядовыми и матросами. Переименовались и последние из названных папирос, теперь уже во «Флотские», причем, первоначально рисунок на пачке не изменился.

Позже пачка стала другой, но связь со старой, хотя бы присутствием военно-морского флага СССР, некоторое время сохранялась.

Еще позже папиросы «Флотские» ленинградской фабрики им. Урицкого стали выпускаться в более мирном оформлении, один из вариантов которого помещен здесь:

А вот папиросы «Красная звезда», которым в свое время посвятил броский рекламный слоган В. Маяковский, названия не меняли, менялся их облик. Интересно сравнить пачки папирос довоенного и послевоенного производства.

При однотипном построении рисунка изменилось и обмундирование, и оружие, и мотоциклетная коляска оказалась с правильной стороны.

Папиросы «не для всех»

В конце 1944 года, когда стало ясно, что победа уже близка, решили отметить гвардейские части вооруженных сил. Были выпущены два продукта: шоколад «Гвардейский» и папиросы «Гвардейские».

Правда, вряд ли младшие офицеры советской гвардии, не говоря уже о рядовых, могли позволить себе такую «курятину», все-таки дорого. Разве, что «для форсу». Вроде, как Василий Теркин у А. Твардовского: «Я б не стал курить махорку, а достал бы я “Казбек”».

Во второй половине 1940-х годов, в честь нашей Великой Победы были выпущены папиросы, украшенные изображением главного ордена войны и которые тоже не каждому были по карману.

Товарищи матросы курили… сигареты. Папиросы «смолили» танкисты.

После боев прошедшей войны у нас большим, чем раньше, успехом стали пользоваться сигареты. Хотя по популярности они превзошли папиросы много позже: в 60-е годы прошлого века.

Одной из наиболее «долгоиграющих» послевоенных марок сигарет, успешно доживших до нынешнего века, были сигареты «Аврора», первоначально выпускавшиеся обеими ленинградскими фабриками, а затем ставшие общесоюзным «брендом».

Правильно ли считать «Аврору» табачной маркой, завязанной на вооруженные силы? С одной стороны, крейсер до сих пор находится в составе ВМФ, а с другой, он все-таки для большинства – символ Октябрьской революции. Спор в пользу первого варианта может склонить рекламный плакат 1950 года, где бравый флотский старшина предлагает курить именно эти сигареты.

Тут надо назвать автора этого плаката – Бориса Александровича Зеленского, который, как и его отец Александр Николаевич, работал над оформлением и рекламой пищевых продуктов. Творчество этой династии, несомненно, заслуживает отдельного исследования.

А курящему матросу вполне могут составить компанию (или послужить иллюстрацией к названию материала) танкисты с этикетки «одноименных» папирос, выпускавшихся фабрикой «Ява» в 1950-е годы.

Нескончаемая тема табачных брендов

И еще долго, вплоть до начала XXI века, армейская тематика вдохновляла производителей табачных изделий. В 1950-е годы упомянутой «Явой» выпускались папиросы «Артиллерийские», а в 1960-е «Дукатом» – «Авиационные».

Сигареты тоже «не отставали». В Курске выпускались «Офицерские» сигареты, а в Калининграде те же изделия с названием «ВВС».

И уже в нынешнем веке вспомнили в Самаре «дела давно минувших дней», выпустив сигареты «Ворошиловский стрелок».

Табак к празднику

Лишь два года после окончания Великой Отечественной войны День Победы был нерабочим днем. С 1948 года выходной перенесли на 1 января, а 9 мая, хоть и продолжал считаться праздничным, праздновался буквально «в рабочем порядке». Вновь он стал «красным днем календаря» в год двадцатилетия Победы. Празднование в тот год было проведено очень широко, как в географическом (от столиц до станиц) плане, так и в «репертуаре» самих торжеств.

Табачная промышленность тоже откликнулась. Были выпущены папиросы и сигареты с соответствующей символикой.

Думаю, что последний раз табачные изделия с победной символикой были выпущены в заключающий год прошедшего тысячелетия. В Казани выпустили папиросы «Фронтовые»

и «Юбилейные»; причем вторые – с разными рисунками.

Вряд ли к семидесятилетнему юбилею Великой Победы будут выпущены соответственно оформленные табачные изделия. Никак не сочетаются праздничные рисунки на пачках с нынешней обязательной предупреждающей надписью, а тем более с «веселыми картинками», расположенными на обратной стороне.

Ну, что же, значит, надо бросать курить.

Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

 

Unipack.Ru

 

Наши контакты
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10

Москва, ул. Новая Басманная д.19, офис 401
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
ДИЗАЙН СТУДИЯ BEZRUKOFF
дизайнерские услуги, разработка
логотипов и веб-дизан
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении