Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Загадки фантиков — этикетки конфет

Загадки фантиков

Unipack.ru | Статьи | Загадки фантиков

В цветастые одёжки
Завёрнуты Хаврошки.
А внутри – вкуснота.
Не проносишь мимо рта.

Владислав Стручков (загадка)

Загадка разгадывается легко, ответ – конфеты. Они не являются предметом первой необходимости, но большинство из нас постоянно сталкивается с этим продуктом. Конфеты любят дети и женщины. Думаю, что их любят и многие мужчины, но обычно это скрывают.

Поговорим о «цветастых одёжках» конфет. «По одёжке встречают» – известная пословица.

Изобретение конфетного фантика приписывают Томасу Эдисону, тому самому, который запатентовал электрическую лампочку, электрический стул и многое другое. Патента на фантик не существует, но Эдисон в 1872 г. разработал парафинированную бумагу, которую потом стали использовать кондитеры для упаковки конфет.

Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что через сто с небольшим лет, в начале 2000-х гг. швейцарская компания “DeLafee” начнет производить и продавать конфеты, фантики которых будут съедобны и будут включать 24-х-каратное золото? Это самые дорогие конфеты в мире, но и они находят своих покупателей.

Кондитерское производство развивается, появляются всё новые виды развесных конфет, с ними успешно конкурируют старые, известные нам (а то и нашим родителям) с детства.

Одной из моих любимых книжек, когда я только-только научилась читать, была очень смешная и добрая книга Н. Гернет «Катя и крокодил». Помня, что в одном эпизоде по сюжету важную роль играли фантики, нашла сейчас этот отрывок. Книга издана в 1957 году, а посмотрите, сколько знакомых названий:

Милка втыкала фантики в щели скамейки. Это были гости. Уже пришли
«Белочка», «Тузик», «Петушок», «Раковая шейка» и «Антракт».
– Вот еще рыбка пришла, – приветливо бормотала Милка, втыкая в щель
«Золотую рыбку». – Садитесь, пожалуйста, как вы поживаете? Я хорошо.
Кушайте торт.
Милка подала на стол гайку.
– Покушайте шоколаду, – сказала Милка самому почетному гостю, «Антракту», и положила перед ним кусочек сургуча. – А теперь, гости, будем играть.

Нина Гернет. «Катя и крокодил»

К тому, как выглядят любимые конфеты, мы давно привыкли, что-то новое выбираем редко: для этого производитель должен чем-то нас поразить, как-то особенно заинтересовать.

Иногда это удаётся – с помощью упаковки (обёртки) или названия. Но и среди «старых», широко известных фантиков и названий встречаются очень необычные.

Представьте себе, что вы никогда в жизни не пробовали никаких конфет и не слышали по этому поводу ничьих рекомендаций. И сейчас заглянули в кондитерский отдел супермаркета или интернет-магазина и изучаете конфеты исключительно по их обёрткам.

Что в имени тебе моем?

…я не понимаю многих наших названий. Например, что это за

название у конфет – «Радий»?

Михаил Задорнов

Не нужно быть специалистом в области нейминга, чтобы понять, чего ждёт потенциальный покупатель от названия и внешнего вида конфеты. В идеале они должны невербально доносить до покупателя хоть какую-то информацию о продукте. При этом обёртка должна привлекать внимание, а название – быть позитивным и запоминающимся.

К сожалению, две последние характеристики (позитивность и запоминаемость) иногда вступают в серьёзное противоречие. На мой взгляд, интригуют, но не вызывают у неподготовленной аудитории ассоциаций с лакомством такие известные названия конфет, как, например «Гусиные лапки», «Раковые шейки», «Буревестник», «Кара-Кум» и «Птичье молоко». «Кара-Кум» дословно переводится как «чёрный песок» (тюркск.) и напоминает о суровом и безрадостном климате пустыни, буревестник же, как все мы знаем из одноимённого произведения М. Горького, предвещает бурю (возможно, в желудке). «Лапки», «шейки» и «птичье молоко» излишне физиологичны, и не очень понятно, что они делают в конфетах.

Почти все эти названия появились давно и обросли легендами.

С «Птичьим молоком» всё наиболее очевидно: одноимённые конфеты (с начинкой из маршмеллоу, аналогом нашего зефира, но без яйца) в 1930-х гг. были популярны в Польше. Тридцать лет спустя наши кондитеры создали свой вариант «Птичьего молока», впоследствии начав использовать в качестве желирующего агента агар-агар. Название сохранили. Считается почему-то, что оно связано с пьесой Аристофана «Птицы», в которой счастье обещается в виде «млека», «да не тёлок, а птиц». Пьесу прочитала, усомнилась. Это вообще-то сатирическое произведение, вряд ли поляки хотели назвать свои конфеты «Якобы счастье». Думаю, что тут всё просто: словосочетание «птичье молоко» является синонимом чего-то волшебно-прекрасно-недостижимого, существует русская пословица: «Всё есть, опричь птичьего молока». Вероятно, авторы названия конфет хотели, чтобы оно ассоциировалось со сказкой, с изобилием, «полной чашей», обретением некой диковины, последнего штриха, которого не хватало для полноты жизни.

В составе конфет «Кара-Кум» есть вафельная крошка, она хрустит на зубах (как песок). На всех фантиках «Кара-Кума» можно увидеть верблюдов и пустыню, но на некоторых встречаются ещё почему-то и пальмы, а раньше, говорят, были и пирамиды.

Версия об украинском происхождении названия конфет «Радий» («радый») не выдерживает критики, там же атом нарисован! Так что, скорее всего, это название из условной серии «Научно-технический прогресс», к которой можно отнести также конфеты «Космические» и «Стратосфера».

«Гусиные лапки» и «Раковые шейки» начали производить ещё во времена «Товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей», учреждённого в 1880 г., а в 1899 г. удостоенного почётного звания «Поставщик двора его императорского Величества» (с 1922 г. – кондитерская фабрика им. Бабаева, с 1998 г. – Кондитерский концерн «Бабаевский»). Рассказывают, что оба названия придумал сам Алексей Абрикосов. Головогрудь – наиболее вкусная и мясистая часть рака, деликатес. Иногда её называют шейкой, иногда – хвостом. Абрикосов обнаружил внешнее сходство новой конфеты с отваренной раковой шейкой и предложил такое название. Что касается «Гусиных лапок», тут мнения расходятся. Существует версия, что при изготовлении данного лакомства кондитеры использовали в качестве загустителя гусиный жир. Но, даже если это так, вызывает сомнение желание увековечить этот эксперимент в таком необычном названии. Тем более, что поначалу эта самая карамель называлась вовсе не «Гусиные лапки», а «Утиные носы».

Известно, что Алексей Абрикосов, глава кондитерской династии, уделял много внимания продвижению продукции, часто используя для этого нестандартные методы. Скажем, однажды появилась газетная «утка» – сообщение о том, что в одном из магазинов Товарищества Абрикосовых работают продавцами исключительно блондинки, а в другом – только брюнетки. Все пошли смотреть! И, разумеется, купили много конфет. Большое значение придавал Абрикосов и упаковке продукции. Для создания обёрток конфет Абрикосов пригласил профессиональных живописцев, цех упаковки, где работало 30 человек, возглавлял известный художник Фёдор Шемякин. Именно «абрикосовские» фантики и рекламные плакаты были одними из первых оформлены в стиле модерн, с использованием флористических и анималистических мотивов. Например, в рекламе мармелада «Лилипут» (тоже не очень приятное название, кстати) использовалось изображение белых зайцев, а на плакате, рекламировавшем мармелад «Царский», красовались три цапли, стоящие «по колено» в воде и внимательно рассматривавшие речные кувшинки.

Абрикосов придумал способ изготовления карамели с начинкой – выдувалась трубка из карамели, заполнялась начинкой и разрезалась горячим ножом на маленькие кусочки, которые запаивались с двух сторон. Может быть, первые произведенные таким способом карамельки показались Абрикосову похожими на утиные носы? А может быть, он дал конфетам такое имя, чтобы продолжить анималистическую тему в рекламе и упаковке. Всё-таки в основном сладкая продукция рассчитана на детей, а детям интереснее рассматривать фантики с изображением зверей и птичек, чем с историческими сюжетами (которыми тоже славились фантики Абрикосова).

Образ и подобие

Однажды, роскошно одета,
По полю гуляла Конфета.
На ней был хорошенький фантик,
И белый с ромашками бантик.

Андрей Усачев

Встречается интуитивно понятное оформление упаковки конфет. Например, карамель «Лимончики» (кондитерская фабрика «Рот-Фронт») по форме, цвету и интенсивности последнего напоминает одноимённый фрукт, в составе – цитрусовая подварка и ароматизатор идентичный натуральному «Лимон». Логичное название, жёлтый фантик с зелёными буквами (жёлтый и зелёный цвета, соединённые вместе, вызывают ассоциации с кислым вкусом). Карамель «Снежок» того же производителя – белого цвета, хрустит на зубах, обёртка в бело-голубых «морозных» тонах с нарисованными снежинками. Или карамель «Мечта», тоже рот-фронтовская. Конечно, «мечта» – абстрактное понятие, но ясно, что создатель названия просто недоговаривает, а хотел сказать: «Не конфета, а мечта!». Образ конфеты-мечты удачно дополняется розово-белым «девчачьим» фантиком. Из шоколадных конфет можно вспомнить «Золотые купола», конфеты куполообразной формы в золотой фольге.

Но, увы, в форме купола (или грибочка) делают и конфеты «Трюфель», в то время как первые настоящие французские конфеты-трюфели из кремовой массы «ганаше», состоявшей из шоколада и сливок, были сделаны в форме не идеального шара – и названы так именно из-за внешнего сходства с самым дорогим грибом – трюфелем, считавшимся долгое время блюдом, доступным лишь очень богатым людям. Шляпка гриба трюфеля на шляпку наших конфет «Трюфель» вовсе не похожа!

К появлению ряда странных, а иногда и просто курьёзных названий конфет привело принятие в 2008 г. поправок к закону о товарных знаках, в результате чего право на использование «старых» названий осталось только у столичного холдинга «Объединённые кондитеры». Все остальные производители конфет должны были либо выкупать у «Объединённых кондитеров» лицензии, либо прекратить производство «советских» кондитерских изделий, либо переименовать их. Об этом можно прочитать в статье «Нейминг по-русски».

И вот «Уралкондитер» выпускает конфеты «Умелочка» в привычной для глаза обёртке конфет «Белочка».

Казанская фабрика «Заря» переименовывает «Птичье молоко» в «Птичку-пеночку-зарничку». ОАО«Приморский кондитер» теперь вместо конфет «Василёк» производит конфеты «Васёк», а вместо «Красного Мака» – «Красный Маг». А «Мишка Косолапый» в исполнении новосибирской кондитерской фабрики «Любава» превратился в конфеты «Брат с Севера приехал», причём на обёртке, созданной в своё время для «Эйнема» промышленным художником Эммануилом Мануйловым по мотивам картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», рядом с бурыми медведями теперь изображён медведь белый…

Более того, меж собой «Объединённые кондитеры», видимо, тоже поделили «старые названия», иначе трудно объяснить, почему «Петушок – золотой гребешок» «остался» у «Красного Октября», а концерн«Бабаевский» (Пензенская кондитерская фабрика) выпускает конфеты похожей рецептуры с пугающим псевдофольклорным названием «Петушок – масляна головушка».

Полёт фантазии

Ax, был бы я художник,
Вставал бы я чуть свет
И рисовал бы только
Бумажки от конфет!

Юнна Мориц

Кондитерская фабрика «АтАг» (ИП Ю. А. Атомян) (Шексна, Вологодская обл.) поражает разнообразием упаковки конфет и безудержной фантазией авторов их названий. Например, это предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури со сливочной начинкой с добавлением халвы и подсолнечных семечек в симпатичном бледно-жёлтом с коричневым фантике, на котором изображены подсолнухи. А называются эти конфеты «Свет души»! Название лично у меня вызывает двойственное чувство. С одной стороны, оно солнечное, конечно. С другой стороны, всё же, как мне кажется, следует избегать в названиях пищевой продукции, т.е. объектов потенциального употребления вовнутрь, таких слов, как «душа», «Бог», «Мироздание» и т.п.

Впрочем, у той же фабрики «АтАг» есть и совсем неожиданные названия конфет – «Мама Женя», «Кочегар Петя» (в блестящих фантиках, различающихся по цвету в зависимости от вкуса конфет, а они бывают со вкусом кокоса, кунжута, апельсина в шоколаде и т.д.) и эпатажный «Укус женщины». Безусловно, трудно считать удачным названием для конфет слово «Форсмажор» (форс-мажор означает обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийные бедствия, мешающие сторонам выполнить договорные обязательства). Однако «АтАг» производит линейку таких конфет. Как звучит: «Форсмажор со вкусом “Заварной крем”!»

А можно ли придумать для конфетных обёрток какое-то по-настоящему новое оформление с соблюдением и традиций, и вкуса, и чувства меры?

На мой взгляд, именно к такому результату привело сотрудничество кондитерского комбината «Озёрский сувенир» и Студии Артемия Лебедева, разработавшей уникальный дизайн для сухофруктов и орехов в шоколадной глазури, выпускаемых этим комбинатом. Для каждой конфеты было придумано оригинальное название – имя (отражающее состав конфеты) и отчество (атрибут российской действительности) – «Миндаль Иванович», «Ананас Денисович», «Курага Петровна», «Груша Борисовна» и т.п. Линейка сухофруктов существует под условной «фамилией» «Фруктовичи», линейка орехов – под фамилией «Ореховичи». Для каждой конфеты в прямом смысле создано «лицо», т.е. на обёртках изображены не просто фрукты и орехи, а фрукты и орехи в человеческом облике с различными характерами. Цветовая гамма обёрток информативна, она «говорящая»: если фрукт в белой шоколадной глазури, цвет фантика белый, если в молочном шоколаде – бежевый, если в тёмном – коричневый. При этом на фантике обязательно представлен цвет фрукта – тёмно-синий у «Чернослива Михайловича», красный – у «Вишни Владимировны» и т.п. Конечно, это необычно, весело, оригинально, это запоминается и нравится покупателям!

Сейчас школьники, в том числе и младшеклассники, в обязательном порядке пишут исследовательские работы. В интернете мне встретилось несколько детских исследований, посвящённых конфетным фантикам. Что интересно – школьники выдвигают ряд предложений о том, как уйти от «безликости» и бессмысленности современных обёрток. Например, высказываются идеи о том, что на фантиках может содержаться полезная для детей (основных потребителей конфет) информация: иллюстрации к сказкам и другим литературным произведениям, правила дорожного движения, изображения достопримечательностей, фрагменты таблицы умножения, азбука и т.п. А ведь почти всё это было! О просветительской роли конфетных фантиков в 1920-е гг. есть некоторые сведения в статье «Маяковский и упаковка».

А уж до революции 1917 г. образовательная роль конфетных и шоколадных обёрток была просто огромной! Но об этом – в следующей статье.

Автор:  Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru

Unipack.Ru

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении