Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

товарный знак «ХАЛЯВА»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам рассмотрения возражения заявления
Коллегия в порядке, установленном частью IV Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее – Кодекс) и Правилами подачи возражений и
заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными
приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56, зарегистрированным в Министерстве
юстиции Российской Федерации 08.05.2003 № 4520 (далее – Правила ППС),
рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной
власти по интеллектуальной собственности 01.09.2015, на решение об отказе в
государственной регистрации товарного знака по заявке №2013729775 (далее –
решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке №2013729775, подано на регистрацию 29.08.2013 в
качестве товарного знака на имя Арифуллина Миркасима Яхьяевича, г. Ульяновск
(далее — заявитель) в отношении товаров 29, 30, 31, 32, 33, 34 и услуг 35, 43
классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
В качестве товарного знака заявлено словесное обозначение «ХАЛЯВА»,
выполненное оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Обозначение
выполнено в красном, зеленом, белом цветовом сочетании.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято
решение от 30.06.2015 (далее – решение Роспатента) об отказе в государственной
регистрации товарного знака, основанное на заключении по результатам
экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения
требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483
Кодекса обосновывается тем, что заявленное обозначение «ХАЛЯВА»
представляет собой жаргонное слово, которое означает: удовлетворение
потребностей за чужой счет, бесплатно (см. Словарь русской брани, В.М.
Мокиенко, Т.Г. Никитина, Санкт-Петербург, «Норинт», 2003, с. 346),
следовательно, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака
будет противоречить принципам морали, принятым в обществе.
В поступившем 01.09.2015 возражении заявитель выразил свое несогласие с
решением Роспатента от 30.06.2015, доводы которого сводятся к следующему:
— слово «халява» не является жаргонным, поскольку содержится во всех
толковых и толково-образовательных словарях русского языка. Так, в частности,
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой содержит
следующее значение слова «халява» — бесплатно, задаром;
— в аннотации к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и
Н.Ю.Шведовой, в котором присутствует слово «халява», указано, что
содержащиеся в данном словаре слова и фразеологизмы относятся к
общелитературной русской лексике, а также к взаимодействующим с ней
специальным сферам языка; в словаре широко представлена также просторечная
лексика, употребительная в литературе и в разговорной речи;
— в предисловии к упомянутому толковому словарю указано: «просторечное»
означает, что слово свойственно нелитературной городской разговорной речи,
содержащей в себе немало недавних диалектных слов, слов жаргонного
происхождения, новообразований, возникающих для характеристики
разнообразных бытовых отношений, словообразовательных вариантов
нейтральной лексики; просторечное слово используется в литературном языке как
стилистическое средство для придания речи оттенка шутливого,
пренебрежительного, ироничного, грубоватого и др.; часто эти слова являются
выразительными, экспрессивными синонимами слов нейтральной лексики;
— слово «халява» содержится в словаре «Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный» (Т.Ф.Ефремова) со значениями «небрежность»;
«что-либо, полученное задаром, бесплатно». Аналогичные значения даются и в
других современных толковых словарях, в частности, в Толковом словаре
русского языка (http://www.vedu.ru/expdic/). Таким образом, толковые словари,
которые используются в Российской Федерации в повседневной практике судами,
правоохранительными органами, контролирующими структурами, экспертами и,
главным образом, потребителями, содержат слово «халява» как часть русского
литературного языка в виде просторечного, используемого в разговорной лексике
слова;
— в настоящее время слово «халява» является единицей русского языка,
используемой в разговорной речи русскими людьми в положительном значении
«бесплатно, задаром» с оттенком шутливости;
— в настоящее время существует товарный знак «ХАЛЯВА» по
свидетельству №337819, зарегистрированный на имя Общества с ограниченной
ответственностью «Торговый дом «Евросеть», Москва, в настоящее время
правообладателем является — ООО «Евросеть-Ритейл», Москва, с датой приоритета
19.07.2006, зарегистрированный в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 36, 37,
38, 42 классов МКТУ.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить
решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве
товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг.
Изучив материалы дела, коллегия считает доводы возражения
неубедительными.
С учетом даты (29.08.2013) поступления заявки на регистрацию товарного
знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в
качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи
и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания,
утвержденные Приказом Роспатента №32 от 05.03.2003, зарегистрированным в
Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный
№4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее — Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается
государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений,
представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие
общественным интересам и морали.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Правил к таким обозначениям относятся, в
частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы
антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные
чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка,
и т.п.
Заявленное обозначение представляет собой словесное обозначение
словесное обозначение «ХАЛЯВА», выполненное оригинальным шрифтом
буквами русского алфавита. Обозначение выполнено в красном, зеленом, белом
цветовом сочетании. Правовая охрана испрашивается в отношении товаров 29, 30,
31, 32, 33, 34 и услуг 35, 43 классов МКТУ.
В результате анализа заявленного обозначения «ХАЛЯВА» было
установлено, что оно означает:
— «халява»: уголовное — удовлетворение потребностей, получение чего — либо
за чужой счет, бесплатно, см. Большой словарь русского жаргона В.М. Мокиенко,
Т.Г. Никитиной, Санкт -Петербург, «НОРИНТ», 2001г., с.640;
— «халява»: дармовщина, давалка, подделка, воровка, проститутка, см.
Онлайн «словарь синонимов» (http//enc-dic.com).
С учетом приведенных значений можно сделать вывод о том, что слово
«халява» относится к жаргонным словам и, следовательно, не может быть
зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку противоречит
общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Таким образом, в силу того, что, слово «халява» является жаргонным словом
принадлежит к относительно автономной социальной группе и используется для
обозначения искажённой, неправильной речи, предоставление правовой охраны
товарному знаку с указанным словесным обозначением будет нарушать
положения, установленные пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, многие товары, для которых испрашивается правовая охрана
заявленному обозначению «ХАЛЯВА» имеют разновозрастные группы
потребителей, в связи с чем, вероятность восприятия обозначения «ХАЛЯВА»
потребителями младшего и старшего возраста, как противоречащего принципам
гуманности и морали очевидна.
Указанные выводы совпадают с выводами, изложенными в решении
Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-20949/10-143-178 от
01.07.2010.
Довод заявителя о том, что слово «халява» является единицей русского
языка, используемой в разговорной речи русскими людьми в положительном
значении «бесплатно, задаром» с оттенком шутливости, а, кроме того, это часть
русского литературного языка в виде просторечного, используемого в разговорной
лексике слова, является неубедительным, поскольку приведенные значения также
показывают, что данное слово применяется не в положительном значении, а носит
негативный оттенок, когда речь идет о том, что можно «получить задаром».
Ссылка заявителя на регистрацию товарного знака по свидетельству
№337819 не может служить основанием для регистрации заявленного обозначения
в качестве товарного знака, так как не имеет отношения к рассматриваемому
возражению, поскольку указанная регистрация не является в соответствии с
Кодексом основанием для регистрации заявленного обозначения и не устраняет
препятствий в соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса и пунктом 2.5.2
Правил, послуживших основанием для отказа в регистрации заявленного
обозначения «ХАЛЯВА».
Таким образом, у коллегии отсутствуют основания для пересмотра
вынесенного решения и регистрации заявленного обозначения в качестве
товарного знака ввиду его несоответствия требованиям, регламентированным
пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии
оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 01.09.2015, оставить в
силе решение Роспатента от 30.06.2015.

ПРИМЕР ИЗ  РОСПАТЕНТА

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении