Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

При СССР тоже была реклама, часть 1 молочная.

 

СОВЕТСКАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ РЕКЛАМА – ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Unipack.ru | Статьи | СОВЕТСКАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ РЕКЛАМА – ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ЧАСТЬ 1. МОЛОЧНЫЕ РЕКИ В СТЕКЛЯННЫХ И ПРОЧИХ «БЕРЕГАХ»

Зачем в СССР выпускались плакаты, рекламирующие пищевую продукцию? Ведь тогда все производилось планово, но при этом практически постоянно существовал дефицит. По мнению некоторых молодых людей, часто поддерживаемому нынешними СМИ, повальный. Этого же нередко придерживаются и более старшие люди, которые еще помнят времена их детства с полупустыми и откровенно пустыми полками магазинов.

Но дефицит, действительно существовавший в разные годы на те или иные товары, редко был сплошным. Пожалуй, кроме периода, начавшегося во второй половине 1980-х, когда, и вправду, все (или почти все) надо было «доставать». В другое время всегда бывали продукты, находящиеся в изобилии, и даже, случалось, портящиеся из-за долгого нахождения на полках и витринах магазинов.

Рассматривая рекламные плакаты пищевой продукции в нашей стране, к которой надо отнести и рекламу табачных и парфюмерных изделий (а в СССР производство парфюмерии и организационно относилось к пищевой промышленности), их легко разделить на четыре этапа: дореволюционный, период НЭПа, советский период 1930-60-х годов и современность.

С периодом царской России (а его плакатно-продовольственный этап определим с 1870 по 1914 г.) все понятно – прямая конкуренция и желание выделить свой продукт. То же можно сказать про рекламные плакаты времен НЭПа – эпохи восстановления промышленности и существования трех форм собственности в производстве и торговле. Тут опять же присутствовало соревнование и желание продать продукт. Не столь ясно, зачем тогда выпускались плакаты в 1930-е и последующие годы, когда конкуренции не стало?

Думается, что торгово-продовольственная реклама, инициатором появления которой многие называют А. И. Микояна, партийно-государственного деятеля нашей страны, непосредственная работа которого много лет была связана, прежде всего, с пищевой промышленностью и торговлей, имела свое четкое предназначение. Бурное развитие пищевой индустрии страны, начавшееся в 1930-е гг., появление новых продуктов и упаковок для них, диктовало необходимость донести до населения сведения об инновациях. Мало того, рассказать в доходчивой форме, как ими пользоваться. Так сказать, реклама должна была стать своеобразной «инструкцией по применению».

Ныне же агитационно-продуктовые плакаты того времени, кроме прочего, могут послужить делу изучения развития пищевой промышленности в нашей стране, развития и становления ее предприятий а также производства техники для ее оснащения.

Пейте дети молоко – будете здоровы

Плакат с радостными мамой, дочкой и бутылками с пастеризованным молоком на переднем плане был создан Александром Николаевичем Побединским и увидел свет в 1938 году.

Чтобы понять, зачем он был нужен, стоит обратиться к истории и привязаться ко времени, когда он был напечатан.

Молочная бутылка в царские времена…

В интернете запросто найдется множество сообщений о том, когда молочная бутылка появилась в Великобритании, США и других странах. А вот с появлением этой тары у нас так сходу не получится. Пастеризованное молоко в бутылках впервые в России было выпущено в 1899 году усилиями русских купцов и промышленников – братьев Владимира Ивановича и Николая Ивановича Бландовых. В следующем году «бутылочное» молоко братьев даже получило первый приз на зарубежной выставке. В 1903 году в Москве был построен молочный завод (правда, больше усилиями второго из братьев), где часть продукции стали выпускать в бутылках. Сохранился плакат того времени, на котором изображена молочная бутылка.

Надо сказать, что по форме она не слишком отличалась от молочной тары советских времен, которую помнят еще многие. Да и современные пластиковые бутылки для молока не слишком далеко ушли от нее.

В начале ХХ века в обеих столицах империи (особенно в старшей по возрасту) в производстве и продаже молока велась борьба между двумя компаниями: упомянутых братьев и Александра Васильевича Чичкина. Если первые пытались продавать молоко в бутылках, то второй доставлял его в жестяных флягах. А покупатели разбирали его в бидоны или крынки. Надо сказать, что больший успех был у менее передовой технологии. Бытовало даже мнение, что у нас – не Англия, и бутылки у порога не оставишь – своруют. Чтобы все-таки приучить москвичей к стеклянной таре, Н. Бландов (второй брат к тому времени умер) начал в 1910 году выпускать и кефир в бутылках.

…и в советской действительности

В конце Гражданской войны (по одним сведениям в 1920, по другим – в 1921 году) вновь попытались выпускать молоко в бутылках. Но производство было мизерным, и молоко в таре опять «не пошло». А вот кефир в бутылках в конце 1920-х выпускался. Но имел ограниченное территориальное распространение: Кавказ и юг европейской части Союза. Вспомните, как в «Золотом теленке», находясь в Черноморске, Паниковский поглощает кефир, а потом предлагает заплатить за него Балаганову. Общесоюзный ареал кефир получил только после Великой Отечественной войны.

Вновь молоко в бутылках начали выпускать на заводе Н. Бландова, который в то время стал называться имени Горького, в 1932 году. Правда, розлив производился на простейших устройствах, практически вручную. Отсюда малое количество фасованной продукции.

В марте 1934 года был открыт очень крупный по тем временам Ленинградский молококомбинат, вскоре получивший имя Кирова. Его решили оснастить уже более производительной техникой для розлива молочных продуктов. Кстати, в разработке проекта этого комбината принял участие А. В. Чичкин,возвращенный из ссылки в Казахстан, куда был отправлен в 1929 году как «чуждый элемент», и сходу назначенный консультантом сразу двух Наркоматов: пищевой промышленности и торговли. В 1937 году наБатумском машиностроительном заводе, входящем в трест «Союзпищемаш», было начато серийное производство разливочных автоматов для молока. Т. е. молока в бутылках, по крайней мере, в крупнейших городах страны, становилось все больше. А планировался и дальнейший рост продукции. Было принято решение о строительстве крупного предприятия в ближайшем на тот момент Подмосковье. Проектирование будущего Останкинского молокомбината началось в 1940 году, а строительство из-за войны было закончено лишь в 1955 году.

Но ведь если и не предвзятое отношение, то непривычку покупателей к молоку в бутылках надо было преодолеть. Вот и решал частично эту проблему плакат 1938 года.

Новые «берега» – новая реклама

Спустя четверть века пришлось агитировать потребителя за молоко уже в новой таре. В 1962 году намосковском машиностроительном заводе им. Е. Ярославского начался серийный выпуск автомата АП1Н для фасования молока в пакеты-тетраэдры, который, честно говоря, являлся копией техники компании Tetra Pak. Первый образец автомата был установлен все на том же Московском молочном заводе № 1 им. Горького (бывший Н. Бландова).

Несмотря на то что москвичи молоко в пирамидках быстро оценили и даже полюбили, производство и торговля решили подстраховаться. Была выпущена листовка в поддержку молочного тетраэдра. И если лицевая сторона красочного листа была просто агиткой-рекламой, то оборотная, без всякой иронии – инструкцией по применению.

Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Unipack.Ru

 

Наши контакты
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10

Москва, ул. Новая Басманная д.19, офис 401
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
ДИЗАЙН СТУДИЯ BEZRUKOFF
дизайнерские услуги, разработка
логотипов и веб-дизан
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении