История напитков неразрывно связана с историей народов. История же русских напитков своими корнями уходит в глубокую древность. Рассолы, морсы, квасы, меды, взвары и, конечно, водка – их путь к нашему современному столу исчисляется многими столетиями.
Все они имели разное назначение. Одни обладали согревающим действием (пряные чаи, меды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период. Другие освежали, тонизировали (квасы, морсы, травяные настои) — их употребляли в жаркий день или для утоления жажды. Третьи использовались на праздниках (браги, водки, настойки, вина) обладали веселящим действием. Общим же в русских напитках всегда было — натуральное сырье и высокая питательная ценность.
Русский квас, например, всегда был распространен в России так же широко, как и хлеб. Квас варили в крестьянских, купеческих, барских хозяйствах, в монастырях, госпиталях и солдатских казармах. В городах существовали гильдии квасоваров, готовивших квас для продажи. Хлебные и фруктовые квасы были весьма разнообразны по вкусу и аромату, обладали освежающими свойствами и долго сохранялись.
Об истории русских напитков нам могут многое рассказать сохранившиеся до нашего времени этикетки российских напитков XIX – ХХ веков. В России уже в середине XIX века существовали сотни предприятий – изготовителей прохладительных напитков. Это, например, подтверждают этикетки для Клюквенного кваса Славянского медоваренного завода С.С. Воронина (основан в Санкт-Петербурге в 1833 г.), или Игристого лимонада завода Д.Н. Бабушкина, основанного в 1859 г. в Нижнем Новгороде, или Клюквенного меда Пиво-медоваренного завода Ивана Дурдина, основанного в 1839 г. в Санкт-Петербурге. Каждый российский завод напитков имел свою торговую марку и даже свою форму бутылки. Многие из них в конце XIX – начале ХХ веков получали медали на Российских и зарубежных выставках.
Многие сохранившиеся этикетки для напитков XIX – начала ХХ веков остаются блестящими образцами русского национального дизайна, на которых могут учиться молодые дизайнеры – оформители упаковок и этикеток для современных напитков.
К сожалению, после 1917 года большинство заводов-производителей прохладительных напитков были закрыты, а имена их владельцев незаслуженно преданы забвению. Надолго были забыты названия и, тем более, рецепты многих прохладительных напитков…
Справедливости ради следует сказать, что и в советское время многие прохладительные напитки изготовлялись не только для внутреннего пользования, но и на экспорт. Это также подтверждают сохранившиеся этикетки.
В рамках выставки Beviale Moscow 2015, которая пройдет 6 – 8 сентября в МВЦ «Крокус Экспо», журнал«Тара и упаковка» впервые в ретроспективной форме представит фрагмент коллекции этикеток для напитков из архива Музея упаковки.
Материал подготовлен редакцией журнала «Тара и упаковка»
Unipack.R |