Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Праздник кондитерской упаковки и сыновья Абрикосова

Unipack.ru | Статьи | Праздник кондитерской упаковки и сыновья Абрикосова

Во время новогодних каникул Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова г. Москвы проводила ряд интересных мероприятий в рамках проекта «Москва в шоколаде». И связаны эти мероприятия были также с упаковкой.

Каждый день с 4 по 10 января 2016 г. в «Некрасовке» происходило что-то новое и необычное: экскурсия по Денисовскому переулку (где расположена библиотека) с рассказом о находившейся там «Паровой фабрике кондитерских товаров Ивана Павловича Яни», лекции с дегустацией шоколада, воркшопы и мастер-классы для детей и взрослых по приготовлению сладостей, по созданию на компьютере макетов кондитерской упаковки.

Мастер-класс, проводившийся 10 января, в последний день каникул, назывался «Маленькие радости для большого счастья» и был посвящён изготовлению фантиков и превращению обычных конфет в популярные сейчас «букеты из конфет». Его вёл Александр Бжеленко — художник-график, промышленный дизайнер, разработавший ряд конфетных обёрток (в частности, фантики конфет «Москворечье» и «Вечерний звон» ОАО «Рот-Фронт»). Он показывал презентацию об истории русской конфетной этикетки, учил малышей самих делать этикетки и видоизменять облик «магазинных» конфет с помощью цветной бумаги и ножниц и утверждал, что таким образом можно улучшить климат в семье: например, подарив обидевшейся на всех бабушке конфету, собственноручно «переодетую» в яркий нарядный фантик с фотографиями внуков и надписью: «Бабушка, мы любим конфеты, но твои пирожки – лучше!». А что? Идея неплоха.

На первом этаже библиотеки была представлена экспозиция «Сладкая история» с образцами различных видов старинной упаковки кондитерской продукции: на стендах можно было увидеть фантики, конфетные коробки, плакаты, рекламирующие различные сладости XIX в. и начала XX в. (все экспонаты были из фондов «Некрасовки»!).

Каждый стенд был посвящён какому-то одному производителю – Товариществу паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем», Фабрично-торговому товариществу «А.И. Абрикосова Сыновей», Товариществу фабрик А. Сиу и Ко, Паровой фабрике А. Бежо и др.

Выставка содержала интерактивные элементы: на сенсорных экранах давалось в виде плана краткое содержание истории каждой фабрики, и можно было, нажав, например, на пункт плана «Два одержимых работой немца», развернуть на весь экран подробные сведения о Фердинанде Теодоре (в России его звали Фёдором Карловичем) Эйнеме и Юлиусе Гейсе и о том, как они основали легендарный «Эйнем», кто из них сколько процентов прибыли от предприятия получал, как они закупили в Англии в 1870 г. бисквитную печь, и т.п. Очень приятно то, что сотрудники библиотеки применили информационные технологии, это позволяло много узнать – при том, что выставка выглядела небольшой, компактной.

В наибольшей степени меня интересовала упаковка, особенно мои любимые фантики. О важности фантиков на одном из стендов было написано так: «…Сначала конфеты не имели обёртки, их подавали на блюдах и в вазах. Со временем их стали оборачивать в тонкую бумагу, на которой печатали название изделия, а уж потом появилось и первое декоративное оформление. Год от года кондитерская упаковка ‘’хорошела”… Художественный стиль, форма и материал упаковки, её цветовая гамма, шрифт, орнамент, всё служило одной цели – вызвать у покупателя желание приобрести товар.

Именно этикетка сейчас служит источником информации для многих исследователей. Художники-дизайнеры изучают безупречный стиль в жанре малой графики, полиграфисты – мастерство исполнения, маркетологи до сих пор восхищаются продуманными PR-акциями предпринимателей тех лет».

В день открытия выставки «Сладкая история», 4 января 2016 г. в конференц-зале на пятом этаже библиотеки состоялась встреча с потомком династии Абрикосовых, знаменитых московских кондитеров, художником, искусствоведом Дмитрием Абрикосовым.

Я присутствовала на этой встрече, длившейся около двух часов. Дмитрий Абрикосов бережно хранит семейную историю, он сообщил много интересного о своём прапрадеде Алексее Ивановиче Абрикосове, о семейном укладе, о судьбах некоторых представителей рода Абрикосовых, о кондитерском производстве и об упаковке, разумеется, тоже. Хочется поделиться с читателями тем, что показалось мне наиболее ярким в рассказе Дмитрия Абрикосова.

Алексей Иванович Абрикосов, основатель Товарищества «А.И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский») и Агриппина Александровна Мусатова, дочь кондитерского и табачного фабриканта, поженились «по уму», с тем чтобы прожить вместе долгую жизнь и родить много детей. Так и вышло. Агриппина Александровна – единственная европейская женщина, родившая 22 ребёнка. Потомки Агриппины Александровны в соответствии с ее завещанием подарили Москве родильный дом. Они выделили на это 100 тысяч золотых рублей. Роддому в 2016 г. исполнилось бы 110 лет (бесплатный родильный приют был создан ещё при жизни Агриппины Александровны). Правда, при советской власти он носил имя Н.К. Крупской. Но в 1994 г. Дмитрию и его сестре удалось вернуть роддому имя Абрикосовой. Некоторое время назад роддом этот закрыли. Сейчас в здании находится Соцэнерго. Но здание осталось и навсегда останется в медицинской системе. Там восстановлен музей и поставлен памятник А.А. Абрикосовой – это, возможно, единственный в мире памятник беременной женщине.

После смерти Алексея Ивановича Абрикосова в его кабинете в сейфе нашли 22 пуповины – всех его детей. Дней рождения детей он не помнил, у него была специальная книжечка, где были записаны даты рождения детей и внуков. Внука-именинника приводили в кабинет деда, тот сверялся с записями в книжечке, убеждался, что именно у этого внука сегодня, действительно, день рождения, и делал подарки: на некруглую дату дарил ассигнацию, а на круглую – золотые часы.

Товарищество «А.И. Абрикосова Сыновей» – это была крупнейшая русская семейная компания. Все работали. Хотя образование дети и внуки получали в других областях (естественнонаучное, философское, филологическое). Это обеспечивало творческий подход к делу.

Один из младших детей, Александр Алексеевич Абрикосов, учился в университете на физико-математическом факультете. Женился на дочери водочного короля Смирнова Глафире Петровне Смирновой. С одной стороны, семья обрадовалась: приданое велико. С другой стороны, все обеспокоились: даст ли жена Александру продолжать учёбу? На свадьбе к Алексею Ивановичу Абрикосову, стоявшему с внуками, подошёл Петр Арсеньевич Смирнов и, показав на мальчиков, спросил: «А эти все – уже в деле, поди?» Алексей Иванович ответил: «Нет, они в гимназии учатся». Смирнов сказал: «А что им учиться? Пусть бы на складе мешки таскали, раз в деле им места нет». Абрикосов ответил, что в семье так не принято.

В 1904 г. Алексей Иванович скончался, оставив духовное завещание. Он написал, что оставляет своим детям огромное богатство – и это не фабрики, не магазины, не чайные предприятия, не страховые общества. Это их образование. «Что бы ни случилось с вашими фабриками и магазинами, вы всегда себе заработаете на кусок хлеба».

У самого Алексея Ивановича было всего три класса образования. Дед Алексея Ивановича, Степан Палкин (или Обрикосов, есть две версии) был кондитером, варил мармелад и варенье для своей хозяйки, помещицы в Пензенской губернии, и в возрасте 62 лет ушёл в Москву на оброк. И за два года он не только откупил всю свою семью (себя, жену и троих детей), но и стал купцом третьей гильдии в Москве. Его сын Иван в 1814 г. после нашествия Наполеона зарегистрировал фамилию «Абрикосов», но разорился и вынужден был забрать своего старшего сына Алексея из Практической академии коммерческих наук. Мальчик получил серьёзный удар. И потом, став одним из крупнейших предпринимателей своего времени, он вернулся в эту академию, уже будучи «миллионщиком», и возглавил опекунский совет. Он принимал там вступительные экзамены. Его работа в этом учебном заведении, в которую он вкладывал очень много сил, приравнивалась к службе в Министерстве финансов, и Алексей Иванович Абрикосов, внук крепостного, получил чин действительного статского советника (чин генерала по гражданской службе).

Алексей Иванович ушел из Практической академии коммерческих наук в отставку в возрасте 80 лет. За свои заслуги перед государством он получил ордена Св. Анны и Св. Станислава 2-й степени и право на потомственное дворянство (от которого, впрочем, отказался).

Прямой прадед гостя «Некрасовки» Дмитрия Абрикосова, Иван Алексеевич Абрикосов, погиб на строительстве выставочного павильона. Его очень любили рабочие. И на похоронах рабочие его гроб не несли, а передавали из рук в руки. Похоронен он был в Алексеевском монастыре недалеко от фабрики.

У него было пятеро детей, все стали известными людьми. Его внук – Алексей Алексеевич Абрикосов, дядя Дмитрия Абрикосова, нобелевский лауреат по физике, живёт в США. Один из сыновей Ивана Алексеевича (прямой дед гостя библиотеки), Дмитрий Иванович Абрикосов, работал по дипломатической части, был секретарем русского императорского посольства в Токио.

Именно Ивану Алексеевичу передалась отцовская любовь к производству и предпринимательству. Остальные старшие дети не любили это занятие. Например, Николай Алексеевич, старший сын, говорил, что нет ничего более низменного, чем работать ради денег. Он был благотворитель, меценат, ученый, переводил Рабиндраната Тагора, возглавлял (по происхождению) совет директоров компании, но не вкладывал в это душу. А Иван Алексеевич построил фабрику в Симферополе, открыл розничную торговлю (до его прихода к отцу на работу компания торговала только оптом), при нём были открыты розничные магазины от Одессы до Владивостока. Один из магазинов был открыт в Петербурге по адресу Невский проспект, дом 40. Там сейчас находится кофейня «Абрикосов», владельцы, по согласованию с Дмитрием Абрикосовым, используют в названии эту фамилию.

Особняк, в котором располагалось Товарищество Абрикосовых на Верхней Красносельской улице в Москве, был построен архитектором Борисом Шнаубертом, который вообще специализировался на строительстве производственных помещений.

Дмитрий Абрикосов показывал фотографии прачечной при фабрике в Сокольниках, спален для сезонных рабочих, столовой для рабочих, электрифицированных цехов – и всё это в начале последней четверти XIX века (1888 г.)! На фабрике было электричество, печи, паровое отопление, высокие потолки, достойная оплата труда.

Сезонные рабочие работали по три месяца по контракту. Абрикосов не штрафовал за пьянство, но премировал за трезвость. Мало того, зарплата сезонных рабочих выдавалась не им в руки, а в руки их жёнам, которые приезжали за ней в кассу в день получки.

Мужчины и женщины на фабрике питались раздельно: мужчинам к мясу подавали сухое красное столовое вино.

На кондитерском производстве Абрикосовых было всегда очень серьёзным отношение к санитарным нормам.

Летом фабрика не работала, сезонные рабочие уходили в село, там занимались посевными работами, и торговля в это время велась со склада в Москве. Раз в десять лет все производственные корпуса сносились «под ноль» летом, и строились новые (таким образом происходило расширение производства и модернизация оборудования, которое изнашивалось). Сегодняшние корпуса бывшей Бабаевской фабрики стоят нетронутыми с 1917 г.

В Товариществе «А.И. Абрикосова Сыновей» было принято отношение к продукции не просто как к еде, а как к чему-то более высокому. Ассортимент был колоссальный. Большое значение придавали упаковке. В Москве был склад ярлыков и украшений для конфет.

Фасовке как мотивации к покупке уделялось огромное внимание. Люди покупали конфеты не просто так, ими двигали определённые мотивы – для себя, для друга, для любимой, в подарок и т.п. Все эти случаи учитывались. Дмитрий Абрикосов показывал фотографию коробочки в форме открытки. Это очень интересная форма упаковки – плоская коробка как почтовая открытка. Туда вкладывали тонкий листик дорогого качественного шоколада. Допустим, человек приезжал по делам из Петербурга в Москву и должен был оставить о себе приятное впечатление. Он штабелями скупал эти шоколадки-открытки, ездил с визитами в разные дома и подписывал, кому занести, допустим, «Иванову в дом Полякова на Тверской». У Дмитрия Абрикосова дома хранится такая открытка.

Компания старалась производить такие обёртки для конфет и шоколада, которые были бы актуальны (только началась Первая мировая война, и тут же был выпущен шоколад в память о войне 1914 г.), которые могли бы быть интересны самым разным потребителям и, конечно, могли бы нести просветительскую функцию.

Выпускался шоколад «Ваниль» – целая коллекция различных упаковок с памятниками истории и архитектуры Москвы (например, с Сухаревой башней) и их подробным описанием.

В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Товарищество «А.И. Абрикосова Сыновей» выпустило наборы различных кондитерских изделий в жестяных коробках, на которых были изображены батальные сцены войны 1812 г.

Большой интерес у собравшихся вызвала фотография обёртки шоколада «Бабочки». На ней не просто изображение абы какой бабочки, а точное изображение данного вида насекомого и латинское название.Дмитрий Абрикосов на встрече говорил: «Сегодня я не представляю, какому покупателю я адресую свои конфеты, если я на латыни напишу название вида никому не известной бабочки». Тем не менее производились такие изделия целыми сериями, коллекциями.

И нельзя не упомянуть о серии шоколада «Зоология рыб». На фантике небольшого размера – точное изображение рыбы, написано «Шелеспёр». А на обороте – тест большого объёма, в котором подробно описано, в какой час эта рыба ловится, чем прикармливать, на что клюёт – на мормышку или на червя, и с чем готовить и подавать! Как говорит Дмитрий Абрикосов, «всегда превосходящая информация, никакой штамповки. Это печать, это литография. Хотя литографский камень изнашивается долго и позволяет печатать большие тиражи, но многообразие упаковок и этикеток поражает!»

С 1870-х годов Абрикосовы выпускали кондитерские изделия в упаковке, посвященной А. С. Пушкину, и обязательно вкладывали внутрь открытки со стихами.

Эту традицию продолжает Дмитрий Абрикосов, который в 1993 г. заново зарегистрировал Товарищество«Абрикосова Сыновей» и стал выпускать кондитерскую продукцию в оригинальной упаковке. На встречу в библиотеке он привёз «свои» конфеты. Это были два вида шоколадных конфет в коробках, которые я опишу чуть ниже, а также марципаны, которыми славилась компания его прапрадеда. Тут не могу обойтись без цитаты из художественной литературы:

«Никак не могу заснуть, про именины все думаю: про крендель, про “удивление”, от Абрикосова, и еще что-то особенное будет, “будто весна пришла”. В прошедшем году после сладкого крема вдруг подали котлеты с зеленым горошком и молодым картофелем-подрумянкой, все так ахнули, даже будто обидно стало: да что это такое, деревенские они, что ли, – после сладкого, да отбивные котлеты! А тут-то и вышло “удивление”: из сладкого марципана сделано, а зеленый горошек совсем живой, – великое мастерство, от Абрикосова».

Иван Шмелёв. «Лето Господне».

Правда, «котлет» среди привезённых Дмитрием Абрикосовым в библиотеку марципанов не было, но марципановые фрукты выглядели очень симпатично!

А коробки с шоколадными конфетами обе были «пушкинские». В коробке «Пиковая дама» размещён вкладыш с изображением трёх игральных карт (понятно, каких) и текстом главы VI из одноимённого произведения А.С. Пушкина. А в шестиугольной коробке с шоколадными конфетами «Я помню чудное мгновенье» на двух вкладышах-открытках напечатан текст этого стихотворения.

На внутренней стороне крышек от коробок написано: «Семья Абрикосовых, продолжая вековые традиции, своим именем гарантирует покупателям высокое качество шоколадной продукции».

Автор:  Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru

Unipack.Ru

Наши контакты
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10

Москва, ул. Новая Басманная д.19, офис 401
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
ДИЗАЙН СТУДИЯ BEZRUKOFF
дизайнерские услуги, разработка
логотипов и веб-дизан
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении