Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

"МТС" признан общеизвестным товарным знаком

Данное решение Палаты по патентным спорам не является решением наших клиентов, но оно отвечает на часто задаваемый вопрос как рассматривает патентная экспертиза  товарные знаки которые приобрели статус общеизвестных.

Приложение
к решению Федеральной службы по интеллектуальной
собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертной комиссии о результатах рассмотрения возражения заявления,поданного в Федеральную службу по интеллектуальной
собственностиЭкспертная комиссия рассмотрела заявление, поступившее 26.03.2012, о признании комбинированного обозначения с элементом «МТС» общеизвестным в
Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2011 на имя Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее – заявитель), в
отношении услуг 38 класса МКТУ: мобильная телефонная связь.
Заявляемое на регистрацию в качестве общеизвестного товарного знака обозначение является комбинированным и представляет собой квадрат красного цвета с размещенным в его центре буквенным элементом «МТС» белого цвета.
Для подтверждения общеизвестности данного обозначения заявителем были представлены следующие документы:
— распечатка Руководства по бренду МТС, 05.12.2008 [1];
— материалы по рейтингам самых ценных российских брендов, 2010 [2];
— материалы 22-ой международной выставки «Связь-Экспокомм-2010» [3];
— распечатка диплома «Петербургского международного экономического
форума 2009» [4];
— фотография первых премий «БРЕНД ГОДА/EFFIE 2008», «БРЕНД
ГОДА/EFFIE 2009» [5];
— копии аудиторских заключений по бухгалтерской отчетности за 2006 — 2009
годы [6];
— годовые отчеты за 2007 – 2010 годы [7];
— материалы по организации и проведению рекламно-информационной акции
«Кинофестеваль: Москва: Креатив: Кино», 2007 [8];
— материалы по выставке к 125-летию МГТС «Связь поколений. Поколения связи» [9];
— распечатка буклета «Промо поддержка запуска Тарифный план «Классный» Final report», 2007 [10];
— материалы по акции «Олимпийские игры 2008» [11];
— распечатки презентации «МТС – вместе победим!» [12];
— распечатки презентации «Ежегодная национальная премия Автомобиль Года в России» [13];
— материалы по интеграции МТС в регби сезон 2010 [14];
— материалы по Конгрессу по интеллектуальным транспортным системам (ИТС), 2010 [15];
— материалы по участию в «Петербургском международном экономическом форуме 2009» [16];
— материалы по проекту «МТС Red Energy» [17];
— материалы рекламных акций продвижения различных услуг и тарифных планов [18];
— материалы по рекламной кампании в прессе [19];
— распечатки и фотографии средств массовой информации (СМИ) [20];
— материалы отчета по рекламным затратам и количеству выходов рекламных материалов [21];
— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и копия Устава [22];
— отчет «Результаты исследования по итогам всероссийского
социологического опроса пользователей мобильной связи», 2011 [23];
— распечатка независимого исследовательского агентства полного цикла [24];
— справка о рекламных затратах за период 2009-2011 годы [25];
— СД-диск [26];
— копия доверенности [27];
— распечатка изображений обозначения «МТС» [28].
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи, включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне
02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее – Парижская конвенция), четвертую часть Гражданского кодекса
Российской Федерации, введенную Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ (далее – Кодекс), Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской
Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 № 38,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.05.2000 за № 2231, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 05.03.2004 № 33 (далее – Правила ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица,
пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по
решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате
интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил ОИ фактические данные,
подтверждающие общеизвестность товарного знака, которые должны содержаться в заявлении согласно пункту 2.5 Правил ОИ, могут быть представлены, например, следующими сведениями, содержащимися в соответствующих документах: об
интенсивном использовании товарного знака на территории Российской Федерации; о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; о произведенных затратах на рекламу товарного знака; о стоимости (ценности)
товарного знака; о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака.
При анализе описанного выше комбинированного обозначения «МТС» на предмет возможности признания его с 01.01.2011 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком на имя ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в отношении
услуг 38 класса МКТУ: «мобильная телефонная связь», установлено следующее. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является одним из ведущих телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ. Заявитель и его дочерние компании оказывают услуги более чем 100 миллионам абонентов.
Компания также предоставляет услуги фиксированной связи и кабельного телевидения во всех федеральных округах России, на Украине и в Армении — количество абонентов платного домашнего телевидения МТС составляет 3 миллиона домохозяйств, количество абонентов широкополосного доступа в
Интернет – 2,2 миллиона. Компания уделяет приоритетное внимание сервису и обслуживанию абонентов. Компания развивает собственную монобрендовую сеть из
более чем 4150 салонов МТС по России и имеет широкую дистрибьюторскую сеть пунктов продаж дилеров МТС по всей стране. Благодаря широкой зоне покрытия собственной сети и набору роуминговых соглашений абоненты МТС остаются на
связи практически во всех странах мира. GPRS-роуминг МТС доступен в более чем 200 странах (см. материалы сайта http://www.mts.ru/). В 2008 – 2009 г.г. заявитель завоевывал первые премии «БРЕНД ГОДА/EFFIE» [5]. По данным годового отчета за 2011 г., размещенного на сайте
http://www.mts.ru/, в 2011 году бренд МТС четвертый год подряд признан самым дорогим российским брендом в числе ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и международным
исследовательским агентством Millward Brown. Три года подряд Standard&Poor’s называет МТС наиболее информационно прозрачной компанией в России.
Консолидированная выручка МТС в 2011 году составила $12,3 миллиарда, показатель OIBDA — $5,1 миллиарда (маржа OIBDA составила 41,8%). В 2011 году чистая прибыль компании составила $1,4 миллиарда. Данные за 2010 г.
представлены в материалах [2, 7].
Рассматриваемое комбинированное обозначение с буквенным элементом «МТС», заявитель начал использовать в своей деятельности с 2007 года [1, 7, 10]. С 2008 года компания ввела во всех своих подразделениях принцип единого
визуального стиля – применение общего бренда: совместное использование заявленного обозначения и квадрата красного цвета, в центре которого размещено изображение яйца белого цвета. Данное обозначение обнаруживается во всех
представленных рекламных материалах, а также на сайте заявителя (http://www.mts.ru/).
Согласно материалам [21, 25] заявителем с 2008 г. проводились
широкомасштабные рекламные кампании. Указанное подтверждается данными компаний ЗАО «ОМД Медиа Дирекшн», ЗАО «Код оф Трейд» и ЗАО «ТНС Гэллап Эдфакт» [21]. Так, например, рекламные затраты заявителя в различных СМИ в
2008 году составили: на радио – около 149 млн. рублей, на телевидении – более 4 млрд. рублей, в прессе – около 429 млн. рублей, в наружной рекламе – более 1 млрд.
рублей. В материалах имеется отметка о том, что в отчет вошли рекламные материалы с использованием цветного обозначения «МТС».
В различных СМИ представлено значительное количество публикаций, посвященных ОАО «Мобильные ТелеСистемы», как оператору мобильной связи, оказывающему услуги под обозначением «МТС» [20]. Реклама данного оператора
проходила как на сайте заявителя, так и за его пределами, например, в рамках различных партнерских или спонсорских проектов (молодежных форумов, фестивалях, спортивных мероприятиях) [8-19], на которых обозначение «МТС»
презентовалось на баннерах, стендах, листовках, брошюрах.
ЗАО «Аналитика» (Analytics Market Research Corporation) в 2011 году провел всероссийский социологический опрос пользователей мобильной связи на предмет определения уровня известности заявленного обозначения [23].
В соответствии с результатами опроса абсолютному большинству
опрошенных респондентов (97 %) продемонстрированное обозначение, соответствующее заявленному комбинированному обозначению «МТС», известно, при этом абсолютное большинство пользователей мобильной связи (96 %) правильно отождествляют обозначение с услугой, которая им маркируется, — мобильной телефонной связью [11].
Почти все респонденты (96 %) правильно указывают страну – Россию, в которой находится компания, оказывающая услуги мобильной телефонной связи, при этом 70 % целевой аудитории посчитали, что данной компанией является ОАО
«Мобильные ТелеСистемы».
У подавляющего числа опрошенных (88 %) источником информации о существовании обозначения «МТС» является собственный опыт. Примерно треть (31 %) оценивает качество услуг, маркируемое заявленным обозначением, как
высокое, еще 53 % — как среднее.
Абсолютное большинство респондентов (93 %) указали период известности для них обозначения «МТС» — более года.
Экспертная комиссия обращает внимание, что всероссийский
социологический опрос [23] касается именно заявленного обозначения без квадрата красного цвета, в центре которого размещено изображение яйца белого цвета.
Как было отмечено выше, большинство представленных материалов показывают совместное использование заявителем в своей деятельности заявленного обозначения и квадрата красного цвета, в центре которого размещено
изображение яйца белого цвета. Следует обратить внимание, что описанное выше обозначение в виде квадрата и изображения яйца является товарным знаком, принадлежащим ООО «Система телекоммуникаций, информатики и связи», которое
входит в группу компаний ОАО АФК «СИСТЕМА» наряду с заявителем.
Целесообразно также отметить, что законодательство не содержит запрета на совместное использование нескольких обозначений и товарных знаков при маркировке оказываемых услуг. В этой связи Экспертная комиссия считает, что
одновременное использование заявленного обозначения в составе композиции, содержащей дополнительный элемент, не изменяет существа восприятия знака и не опровергает вышеуказанных выводов. Указанное подтвердили данные опроса [23].
Принимая во внимание изложенные выше фактические обстоятельства, Экспертная комиссия пришла к выводу об общеизвестности заявленного обозначения на территории Российской Федерации в отношении услуг 38 класса
МКТУ «мобильная телефонная связь». Учитывая вышеизложенное,

Экспертная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения: удовлетворить заявление от 26.03.2012 и признать с 01.01.2011 комбинированное обозначение с элементом «МТС» общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком в отношении услуг 38 класса МКТУ «мобильная телефонная связь».

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении