Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

ОТВЕЧАЯ ЧЕСТНЫМ ИМЕНЕМ. О КОМПАНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УПАКОВОЧНОЙ ТЕХНИКОЙ, В ИМЕНИ КОТОРЫХ ПРИСУТСТВУЮТ ФАМИЛИИ ОСНОВАТЕЛЕЙ …И БОЛЬШЕ НЕМЕЦКИЕ. Часть 2

Unipack.ru | Статьи | ОТВЕЧАЯ ЧЕСТНЫМ ИМЕНЕМ. О КОМПАНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УПАКОВОЧНОЙ ТЕХНИКОЙ, В ИМЕНИ КОТОРЫХ ПРИСУТСТВУЮТ ФАМИЛИИ ОСНОВАТЕЛЕЙ …И БОЛЬШЕ НЕМЕЦКИЕ. Часть 2Разбираясь в «фамильных» названиях компаний, в первой половине повествования был частично найден ответ на вопрос, который был задан в начале первой части материала. Во второй будет дан полный ответ.

См. также часть 1-ю.

Еще просто немцы

Самую разнообразную технику, так или иначе связанную с упаковыванием, производит ныне крупная корпорация Windmöler & Hölscher. А начиналось все с того, что сын предпринимателя, в будущем механик и изобретатель из немецкого города Ленгериха, Германн Хёльшер (Hermann Hölscher, 1842-1913), в юности, посещая своих друзей из семей аптекарей и мелких торговцев, помогал им сворачивать кульки и складывать коробочки для продаваемого товара. Тогда он и задумался о механизации этой монотонной работы. Уже в начале 1860 годов он придумал устройство, облегчающее фальцевание коробок. После этого он задумался о создании машины, образующей пакеты. И когда идея стала воплощаться в жизнь, для организации предприятия, на котором использовалась бы эта техника, он привлек своего земляка, ровесника и, видимо, товарища. Готтфрид Виндмёллер (Gottfried Wndmöller, 1841-1897), сын ленгерихского коммерсанта, торговавшего железом и продукцией из него, пошел по стопам отца. Кроме получения коммерческого образования, он какое-то время прожил в Англии, где собирал опыт организации промышленных предприятий.

В 1869 г. ими была основана Mechanische Papierwaren und Dütenfabrik, которая кроме готовых бумажных кульков (пакетов), и аптекарских коробочек выпускала ещё специальные скрученные бумажки для разжигания трубки и школьные тетради. В 1877 г. Хёльшером был получен патент на конструкцию машины для автоматического формирования пакетов. Тогда коллегам и пришла мысль о создании техники не только для собственных нужд, но и на продажу. В 1878 г. появилось машиностроительное предприятиеWindmöler & Hölscher. А через два года оно и сказало свое первое весомое слово в мировом упаковывании, создав машину, где не только формировалась бумажная тара, но и наносился на нее рисунок в одну краску.

Дальнейшие достижения Windmöler & Hölscher перечислять не будем, их великое множество. Отметим, что первые годы существования компании ее «техническим мозгом» был, несомненно, Г. Хёльшер, чья изобретательская деятельность не заканчивалась на технике, манипулирующей с бумагой. Найдено описание изобретения к патенту 1906 г. на устройство для крепления свечей на рождественской ели.

Международный концерн Robert Bosch (или просто: Bosch) ведет свою историю с 1886 г., когда сын зажиточного немецкого крестьянина Роберт Бош (Robert Bosch), или полностью Роберт-Август Бош(Robert August Bosch, 1861-1942) в сравнительно молодом (25 лет) возрасте основал в Штутгарте маленькое предприятие, названое «Мастерские точной механики и электротехники» (Werkstätte für Feinmechanik und Elektrotechnik). В 1887 г. предприятию Р. Боша удалось создать систему зажигания для двигателей внутреннего сгорания от магнето, которую, после ее дальнейшего развития, хорошо оценили руководители предприятий зарождавшейся тогда автомобильной промышленности. Системы зажигания, а чуть позже вся система электрооборудования автомобилей, стали той основой, на которой компания Boschстала бурно развиваться, расширяясь не только в Германии, но и охватывая другие страны с начала ХХ века. До сих пор автомобильные электротехника и электроника – один из основных видов деятельности концерна. А понятие «свечи от Bosch» стало синонимом высочайшего качества этой детали для миллионов автомобилистов всего мира. Мало того, товарный знак компании, остающийся неизменным с 1921 года, представляет собой изображение якоря магнето в разрезе.

О диверсификации производственной программы компания стала задумываться в конце 1920-х годов, когда рынок оборудования для автомобилей оказался насыщен. И вскоре компанией стала выпускаться также широко известная сейчас продукция: электроинструменты (с 1932 г.) и бытовая техника (холодильники с 1933 г.).

На фото – холодильник фирмы Bosch, демонстрировавшийся на выставке в Лейпциге в 1933 году. Не надо удивляться необычной форме аппарата. Расчеты и практика показывают, что именно эта форма способствует худшей передаче тепла (и холода) из аппарата в атмосферу. Недаром промышленные аппараты, например автоклавы, продолжают изготавливать в форме цилиндра. Ну, а в бытовых устройствах исходят из удобства их расположения в жилье.

Всю номенклатуру выпускающейся, а тем более выпускавшейся в разные годы компанией продукции, здесь не перечислить. А вот выпуском фасовочно-упаковочного оборудования концерн занялся с 1963 г. И как в большинстве своих начинаний, фирма Robert Bosch и тут довольно быстро достигла лидирующего положения. Номенклатура выпускаемой фасовочно-упаковочной техники невероятно обширна. Но надо сказать, что расширялась она во многом за счет включения в состав концерна в 1960-е -1970-е годы нескольких известных в упаковочном машиностроении компаний. Это, в общем-то, обычный процесс в условиях свободного рынка. И говорить отдельно об этом, возможно, не стоило, если бы не тематика статьи. Со временем включенные компании лишились своего имени, став частями подразделения «Упаковочная техника» концерна Robert Bosch. А ведь это были известнейшие компании, названия которых происходили от фамилий основателей: Höller; Hamac-Hansella; Hesser; Höfliger & Karg; H.Strunck и другие. Вот так и разрешилось противоречие, о котором говорилось в начале материала. В последние годы в состав концерна вошли еще несколько компаний по производству фасовочно-упаковочного оборудования из разных стран, правда, не с «фамильными» названиями, которые пока еще сохраняются.

На фото – портрет Роберта Боша в последние годы жизни.

Русские немцы

О следующей компании, допускаю, в соответствии с темой (автор ограничил себя рассказом о компаниях-производителях упаковочной техники) можно было и не говорить, да вот юбилей у нее. В этом году исполняется 145 лет компании Anton Ohlert, многолетнему поставщику разнообразной техники, в том числе, упаковочной, в нашу страну.

Антон Олерт (Anton Ohlert, 1840 – год смерти не установлен) родился в России и жил в одном из немецких поселений в Москве. Став купцом, ездил по стране (естественно, не в самых благоустроенных ее краях), скупая пушнину и лес, которые отправлял в Германию. Обратно доставлял изделия из металла и, как бы сейчас сказали, средства малой механизации. В 1871 г. зарегистрировал в Торговом реестре Берлина фирму под своим именем, и стал поставлять в страну рождения технику немецкого производства. Он, кстати, был первым, кто ввез в Россию швейные машинки «Зингер», за два с половиной десятка лет до того, когда сама компания построила собственный завод в Подольске.

В начале ХХ века он продал свой бизнес фамильному дому Ульрих (Ulrich), основатели которого тоже происходили из «русских немцев». Несмотря на смену владельца, за фирмой, которой до сих пор владеют потомки Ульрихов, осталось прежнее имя. Да и поставки техники в нашу страну и ее теперь самостоятельные части, остаются, как утверждается на сайте компании, исключительным направлением, или, по крайней мере, одним из главных направлений деятельности предприятия. Эта деятельность, понятно, прерывалось во время двух мировых войн, когда наши страны были врагами, но возобновить торговлю после их окончания руководство Anton Ohlert старалось как можно скорее.

Стоит вспомнить о еще одном «русском немце» – основателе предприятия, многие годы выпускавшего упаковочное оборудование, и которого, увы, теперь нет.

Вильгельм Германович Столль (1843-1924), сын обрусевшего немца, в годовалом возрасте с родителями переехал в Воронеж. Его отец был назначен главным городским врачом и много сделал для развития здравоохранения в губернском центре. В. Г. Столль учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, а завершил образование в Берлине. Затем стажировался в Европе. В 1869 г. открыл в Воронеже механическую мастерскую, которая за неполные десять лет превратилась в машиностроительный завод, оснащенный передовой по тем временам техникой, именовавшийся «Товарищество механического завода Столль и компания», в конце XIX в. на его базе было организовано акционерное общество «Столль и Ко», которое располагало 80 складами по всей стране и заводом в Челябинске.

Надо сказать, что все годы существования предприятие выпускало самую мирную продукцию: в основном технику сельскохозяйственного и пищевого назначения.

Даже в годы Первой мировой войны завод поставлял из военного ассортимента только полевые кухни. А вот период Великой Отечественной, когда было «все фронта, все для победы», стал исключением: выпускалось и нечто боевое, например, детали для «Катюш».

На стыке веков Вильгельм Германович отошел от дел и поселился в своем дачном имении близ Воронежа, где, счастливо избежав репрессий, связанных с революцией и гражданской войной, и умер. При этом еще в начале XX в. значительную часть имения он отдал под детский санаторий, который работает по сей день. Завод в 1918 г. был национализирован, а в 1922 г. (еще при жизни основателя) году получил новое имя – В. И. Ленина (и тоже при жизни). В 1969 г. в ознаменование столетия со дня основания и за заслуги в революционной и трудовой деятельности завод был награжден орденом того же имени. Воронежский Ордена Ленина машиностроительный завод имени В. И. Ленина был единственным предприятием машиностроения в стране, в полном наименовании которого дважды повторялось имя вождя мирового пролетариата.

В 1953 г. на базе кадров завода (и на его территории) было создано Экспериментальное КБ расфасовочно-упаковочного оборудования. Оба предприятия трудились, в основном, совместно. В КБ создавались и испытывались опытные образцы техники, а завод выпускал их серийно. В 1986 г. КБ было преобразовано во ВНИИ упаковочного машиностроения и почти сразу же объединено с заводом в НПО «Упмаш». Это аббревиатурное название просуществовало до 2002 г., когда новыми хозяевами предприятия было решено перепрофилировать производство, а затем и ликвидировать цеха исторической части завода. Теперь на их месте располагаются торговые помещения и элитное жилье. И от завода В. Г. Столля осталось лишь здание бывшей конторы, как памятник промышленной архитектуры конца XIX века.

Одно время в Воронеже ходили разговоры, сейчас, правда, утихшие, об установке памятника промышленнику, меценату и общественному деятелю В. Г. Столлю. Но даже памятной доски в его честь на здании бывшего заводоуправления пока еще нет. А жаль, памятник Р. Бошу на его родине в Альбеке существует.

И напоследок еще один занимательный факт. Маэстро Мстислав Леопольдович Ростропович – правнучатый племянник В. Г. Столля.

***

Хотя «именных» компаний, много сделавших для развития упаковочных технологий, еще достаточно, например, сходу: Dupont, Colgate, на этом, думается, стоит пока остановиться. Что интересно: из десяти названных основателей компаний, связанных с производством упаковочной техники, семь носят немецкие фамилии. Не потому ли Германия занимает первое место в мире по ее выпуску?

И еще. Создается впечатление, что «именные» названия компаний – это более характерно для XIX века, появившихся в ХХ веке таких компаний в мире много меньше. Хотя встречаются. Но частенько «спрятанные» под аббревиатурой. Например: Adidas – это от имени и фамилии Адольфа (Ади) Дасслера(Adolf Dassler). В нашей же стране, наоборот: почти весь прошлый век предприятия практически повально получали имена: то в честь деятелей советских и зарубежных, то в честь какого-либо события. И если некоторые имена на воротах завода, фабрики или учреждения в какой-то степени уместны (Автозавод им. И. А. Лихачева, Московский мясокомбинат им. А. И. Микояна, Московский метрополитен им. Л. М. Кагановича), то в большинстве своем «увековеченные» личности не относились к данному производству «ни каким боком».

В наше время все изменилось. Уже есть у нас достаточно крупные предприятия, носящие имена основателя или владельца. Не говоря уже о множестве ИП и ЧП, к которым добавляется фамилия. Но все ли новые владельцы компаний, помеченных собственными именами, понимают, что тем самым они своими именем, фамилией и отчеством гарантируют высокое качество того, что они предлагают? Основатели предприятий XIX века это хорошо понимали и помнили.

Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Unipack.Ru

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении