Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Три шоколадные истории

Шоколад, пожалуй, самая притягательная и вожделенная сладость в мире. Это наш маленький кусочек счастья на каждый день. Его вкус и аромат заставляет сердце биться чаще в ожидании исключительно приятных жизненных сюрпризов. Увертюрой, предваряющей наше погружение в шоколадное счастье, становится «общение» с его упаковкой. И здесь важна каждая деталь: оригинальность формы, вкусная картинка на обертке, заманчивый шелест фольги, соблазнительная прозрачность кальки. Сегодня мы поведаем вам истории упаковок для трех шоколадных брендов, сделавших нашу жизнь немного слаще.

Тоблерон великолепный

Бесспорно, самой оригинальной и самой узнаваемой упаковкой шоколада в мире является призматическая коробка швейцарского шоколада Toblerone, перевернувшего традиционные представления о внешнем виде шоколадных плиток. Однако, вопрос, «откуда есть пошла» треугольная форма знаменитой шоколадки и ее упаковки, вызывает множество споров. Существует не менее трех версий ее происхождения.

Согласно первой, создатель шоколада Toblerone Теодор Тоблер был настоящим патриотом и потому решил придать изобретенной им шоколадке форму, напоминающую очертания символа Швейцарии и, по совместительству, самой красивой в стране горы — Маттерхорна. На современной упаковке Tobleroneкрасуется силуэт именно этой возвышенности. Однако дотошные историки утверждают, что в 1908 году, когда шоколад марки Toblerone впервые появился на рынке, на его упаковке не было никакой горы. Не было этого образа и в рекламе. Всемирно известная гора из кантона Вале нашла свое место на упаковке шоколада только в 1970 году. Кстати, если внимательно присмотреться, то на горе можно разглядеть еще и силуэт медведя – опять же дань корням, поскольку город Берн, в котором была основана компанияToblerone, ещё называют Городом Медведей.

Вторая легенда представляет Теодора Тоблера этаким ловеласом и любителем танцовщиц парижских варьете. В конце своих представлений танцующие прелестницы образовывали на сцене «пирамиду», что якобы и побудило мистера Тоблера придать своему шоколаду незабываемую форму. Но в анналах фирмы нет ни слова о роли парижских «шоу герлз» в истории поиска идеальной формы для шоколада Toblerone.

Третью версию на торжествах, посвященных столетию шоколадной пирамидки, выдвинул внук Теодора Тоблера, Андреас. По словам Андреаса Тоблера, его дед принадлежал к масонам, священным символом которых и был треугольник (или пирамида). Выбрав для шоколада такую форму, Тоблер хотел обеспечить своей продукции успех и славу. И, как видим, это ему удалось.

Какая из версий рождения призматической упаковки Toblerone ближе к истине, наверное, так и останется загадкой. Ясно одно – это было одно из самых гениальных маркетинговых изобретений в истории: треугольный шоколад — единственный в своем роде.

Итак, она звалась Аленка

Шоколад «Аленка» — настоящий символ советской эпохи — появился в 60-х годах прошлого века. Именно тогда советское правительство решило подсластить гражданам пилюлю нелегкой трудовой жизни, подлечив нехватку эндорфинов запуском в производство недорогого и вкусного молочного шоколада. Несколько крупнейших фабрик Союза бросились выполнять партийный наказ. Лучше всех получилось у«Красного Октября»: в 1966 году они запустили в производство «Аленку». Однако знаменитая голубоглазая девочка в пестрой косынке появилась на этикетке шоколада не сразу. Ее путь к славе оказался тернист.

«Красный Октябрь» изначально выпускал «Аленку» в традиционном для себя памятном оформлении к праздничным датам (8 Марта, 1 Мая), причем — безо всякого изображения девочки. Затем фабрика приняла решение о разработке фирменного портрета для упаковки популярного шоколада. Руководство«Красного Октября» совместно с газетой «Вечерняя Москва» объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет прототипом шоколадной «Аленки». На конкурс было прислано множество фотографий, и некоторые из них использовались в оформлении шоколадной обертки до утверждения «канонического» образа «Аленки». В итоге прототипом для этикетки советской «шоколадной иконы» стала фотография Елены Геринас, дочери художника Александра Михайловича Геринаса, работавшего на фабрике и принимавшего участие в разработке дизайна обертки. Доверчивое мягкое лицо девочки с широко распахнутыми глазами и румяными щечками дышало довольством и здоровьем — недаром до появления на шоколадной обертке эта фотография украсила обложку первого номера журнала«Здоровье» за 1962 год.

Румяная Аленка не сразу стала фавориткой: периодически ее пытались заменить то девочкой-Снегурочкой, то Аленкой с «пролетарскими» гвоздиками, то вообще «одевали» ее в пальтишко или в платьице. Однако трогательный образ девочки в косынке победил всех конкуренток и сделал «Аленку»самым узнаваемым шоколадным брендом советской эпохи.

В чем же сила Аленки? Очевидно, что лицо человека, сфотографированное крупным планом и обращенное к нам в анфас, привлекает внимание сильнее, чем другие изобразительные решения. Яркость, праздничность, лаконизм оформления и миловидность модели тоже, что называется, были «налицо». Но главное — глядя на этикетку «Аленки», советский покупатель видел «портрет» своего внутреннего «ребенка», желания которого в советском мире всеобщих табу, запретов и долженствований оставались без удовлетворения. Портрет довольной Аленки для советского рабочего и служащего был своеобразным знаком, разрешающим пойти навстречу своему «хочу», побаловать себя и купить продукт не для пропитания, а для собственного удовольствия.

Небо, самолет, девушки

«Первым делом — самолеты, ну а девушки — потом», поется в известной песне. Шоколадный брендStarbrook Airlines придерживается иного мнения, предлагая ничего не откладывать в долгий ящик. Более десятилетия на упаковке Starbrook Airlines самолеты прекрасно уживаются с девушками-стюардессами. Успешность этого «соседства» лишний раз подтверждает широкая сеть дистрибуции бренда, которая сегодня охватывает 76 стран мира.

Но — обо всем по порядку. Бельгийская шоколадная компания Starbrook Airlines была основана в 1998 году в результате сотрудничества Патрика Джилиса и бельгийского художника Жака Де Конинка. Предки Жака Де Конинка увлекались авиацией. Его дед Жан Батист Лерой купил первый самолет еще в 1914 году, отец и дядя летали на «De Havilland DH4» и мечтали создать собственную почтовую авиакомпанию Starbrook Airlines. Эта мечта воплотилась в жизнь совершенно неожиданным способом: благодаря их потомку, Starbrook Airlines все-таки появилась, правда, вместо стальных авиалайнеров на вооружение компании встали шоколадные плитки и конфеты в виде самолетиков и ракушек, упакованные в коробки, оформленные великолепными ретро-акварелями Жака Де Конинка.

На конфетных коробках и обертках шоколада мы видим выполненные в стилистике 50-х городов простые и одновременно притягательные «авиационные» сюжеты: набирающий высоту самолет, кокетливо улыбающихся стюардесс, уверенно позирующих брутальных пилотов и преисполненных радостью от предстоящего воздушного путешествия пассажиров. Романтику авиации, воспетую еще Экзюпери, замечательно передает акварель — одна из наиболее невесомо-романтических изобразительных техник. Отсылки к эпохе 50-х также неслучайны. 50-е – эпоха подлинности, когда шоколад не содержал ГМО, а самолеты летали, не падая. Акцент на подлинности и стопроцентном качестве продукции очень важен для этого бренда: ведь для создания шоколада Starbrook Airlines используется только настоящее какао-масло и лучшие сорта какао-бобов из Сьерра-Леоне, Ганы, Нигерии, Камеруна, Гвинеи, Конго и Кот-д»Ивуара.

Связь бренда с авиацией была удачно подкреплена и на уровне дистрибуции. В качестве основных каналов сбыта шоколада марки Starbrook Airlines были выбраны зоны беспошлинной торговли в аэропортах. На сегодняшний день бельгийский шоколад Starbrook Airlines продается в 170 аэропортах по всему миру. В одном из них (а именно — в аэропорту Брюсселя) уже несколько лет работает экспозиция акварельных миниатюр, нарисованных Жаком Де Конинком для оформления упаковок шоколада Starbrook Airlines.

Однако главным секретом успеха марки Starbrook Airlines остается оригинальность ее упаковки. Отступив от консервативных канонов оформления шоколадной продукции, Starbrook Airlines четко дифференцировала бренд от конкурентов. И даже больше — она поведала нам прекрасную историю с легким привкусом ностальгии, историю о подлинности, романтике, путешествиях, приключениях и настоящем шоколаде. История оказалась востребованной рынком: ведь подлинность, как и романтика, нынче в большом дефиците.

Автор: Ксения Архангельская, ст. преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ
Unipack.ru 
Наши контакты
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10

Москва, ул. Новая Басманная д.19, офис 401
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
ДИЗАЙН СТУДИЯ BEZRUKOFF
дизайнерские услуги, разработка
логотипов и веб-дизан
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении