Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Флаконных дел мастера. Часть 2

Unipack.ru | Статьи | Флаконных дел мастера. Часть 2

Весна приближается к нам робкими, едва слышными шагами, вкрадчиво напоминая о себе розовыми сердечками Валентинова дня, мужественным праздником наших защитников, и, благоухая мимозой, вступает в свои права в начале марта. Одним из традиционных весенних подарков любимым мужчинам и милым сердцу прекрасным созданиям давно стали разнообразные парфюмерные субстанции. И это не случайно: ведь именно весной, когда чувства обостряются, хочется вдыхать полной грудью пьянящий запах перемен.

Повинуясь общему весеннему «ароматному» оживлению, мы решили поведать читателям истории жизни и творчества флаконных дел мастеров, создавших для именитых ароматов филигранные «одеяния», которые и поныне заставляют наши сердца тихо трепетать и покорно отдаваться во власть чарующих душистых мелодий.

Часть 2. Пьер Динан – дизайнер, воплощающий грезы

«Очень важно, чтобы внешний облик духов хранил отпечаток индивидуальности самого кутюрье. Флакон – это оболочка, в которую будет заключен результат его поисков… Создавая парфюмерные флаконы, я всего лишь перевожу грезы модельеров в реальность, конкретизируя их идеи и фантазии» — так описывает свое творческое кредо французский флаконных дел мастер, живая легенда парфюмерного дизайна Пьер Динан. У него за плечами — 50 лет успешной карьеры, разработка более 500 флаконов, многие из которых стали классикой, сотрудничество с десятками именитых кутюрье, под воздействием которых Динан перевернул индустриальную эстетику духов.

Будущий гуру парфюмерного дизайна появился на свет в 1932 году в Париже. Юный Пьер мечтал стать скульптором. Однако дальше мечтаний дело не шло, и в возрасте 20 лет Динанотправился воевать в Индокитай. Военное дело вызывало у новоиспеченного офицера французской армии мало энтузиазма. К счастью, старший офицер позволил ему посещать курсы архитектуры в Королевской художественной школе Камбоджи (Royal Art School of Cambodia). Вскоре после этого Динан был откомандирован для работы с группой археологов в Ангкор Ват. Там он более года изучал азиатские храмы и скульптуры. В одном из интервью Динан сказал: «Мои исследования архитектуры оказались очень полезны для создания парфюмерных емкостей, ибо процесс проектирования флакона во многом схож с архитектурным проектированием. Флакон духов – это своего рода маленький домик».

По возвращении во Францию Динан несколько месяцев работал «тест-пилотом» на автомобильном заводе, а затем устроился в химическую компанию. Фирма собиралась запустить новый продукт, но упаковка была отвратительной. Динан по собственной инициативе изменил дизайн упаковки, чем очень порадовал владельца компании. В результате инициативность Пьера Динана была вознаграждена переводом на должность исполнительного директора по рекламе и трехкратным увеличением жалования. Однако вскоре перспективного дизайнера переманило крупное рекламное агентство, где Динан занял позицию арт-директора. Одним из важных клиентов агентства была компания Rochas. Руководительницу компании Элен Роша впечатлили рекламные работы Динана, и в 1958 году она предложила дизайнеру создать проект флакона для нового аромата «Madame Rochas».

Создание парфюмерной упаковки было для Динана в новинку, но его всегда привлекали новые и сложные задачи. И он со всей серьезностью принялся за дело. Для начала Динан лично познакомился с Элен Роша, в честь которой и был назван новый аромат. «Я проводил с ней столько времени, что, в конце концов, по уши в нее влюбился…Она была настоящим образцом элегантной женственности и стиля», — вспоминает Динан. Помимо любовных флюидов, вдохновляющее воздействие на дизайнера оказала и коллекция антикварных флаконов, которой располагала Элен Роша, в частности, восьмигранная бутылочка начала 19-го века. Флакон «Madame Rochas» стал своеобразной модернизированной интерпретацией антикварной «склянки». Однако работа Динана не ограничилась дизайном флакона: будучи по природе новатором, он предложил добавить к емкости завинчивающуюся крышку. В то время никто не использовал такие пробки, и модницы хранили духи дома. Новация Динана позволила женщинам брать парфюмы с собой, не опасаясь, что ароматная субстанция разольется по дну сумочки.

Парфюмерное детище Элен Роша и Пьера Динана имело оглушительный успех, после которого Динанабуквально завалили заказами на разработку флаконов. Его клиентами стали Pierre Balmain, Pierre Cardin, Christian Dior, Yves Saint Laurent. «Каждый раз я думал, что это будет последний созданный мною флакон, но после него неумолимо следовал следующий, потом еще один, и с каждым разом мои работы пользовались все большим спросом» — отмечал дизайнер. В результате он открыл свою собственную студию под названием «Ателье Динана», откуда вышло больше сотни парфюмерных «линий». Так благодаря «Madame Rochas» Пьер Динан обрел свое призвание, которому остается верен всю жизнь.

Следующим громким проектом Динана стала упаковка для Eau sauvage — первого мужского парфюма отDior. Автором ароматной композиции стал талантливый парфюмер Эдмонд Рудницка. Руководство компании поставило перед Динаном задачу создать неброский, простой, но содержательный флакон, который мог бы подчеркнуть жизненную скромность и мужественность, свойственные основателю модного дома. По словам Динана, работа оказалась достаточно сложной и продолжительной — во многом «благодаря» тяжелому характеру Эдмонда Рудницка. К примеру, Динан был вынужден семь раз менять цветовое решение картонной коробки, стилизованной под внутреннюю отделку Rolls Royce. С флаконом пришлось повозиться не меньше. В итоге туалетная вода Eau sauvage явилась миру в прозрачной прямоугольной сплюснутой стеклянной бутылочке с рифленой поверхностью, узким горлышком и серебристым металлическим поясом по центру. Рифленое плетение, напоминало дикие заросли кустарника и резонировало с названием парфюма: «sauvage» в переводе с французского означает «дикий», «первозданный».

Eau sauvage появилась в продаже в 1966 году и практически сразу стала хитом. Сам Ален Делон, икона мужественности тех лет, «с первого взгляда» влюбился в «дикий» парфюм и с удовольствием стал лицом бренда. В любви к Eau sauvage признавались и многие другие знаменитые мужчины — Жан Маре, Жан-Поль Бельмондо, Франсуа Трюффо, Жан Рено и Жан-Люк Годар. Следует отметить, что за четыре десятилетия существования аромата Eau sauvage его парфюмерная композиция менялась несколько раз, а флакон, ставший настоящей классикой оформления мужских ароматов, остается прежним и поныне. Рекламная компания Eau sauvage 2009 года вернула нам прекрасный образ Алена Делона, еще раз доказав, что классика не может устареть.

Работа Динана с клиентами чем-то напоминала работу психоаналитика: он выявлял скрытые желания и рационализировал тайные грезы кутюрье, воплощая их в материале. Так, в 1968 году к маэстро Динануобратился амбициозный испанский кутюрье Пако Рабанн. В то время Рабанн только начинал свой путь в мире высокой моды и всячески старался привлечь внимание к своим проектам. Он хотел создать провокационный аромат, вызывающий эротические и даже порнографические ассоциации. Рабаннпредложил Динану использовать для создания флакона образ пары, которая занимается любовью в автомобиле. Динан счел эту идею чересчур вызывающей и предложил модельеру ограничиться игрой с образом автомобиля. На предложение Динана Пако откликнулся следующей тирадой: «Если брать автомобиль, то это всенепременно должен быть Rolls Royce. А еще лучше взять за основу форму серебренной крылатой фигурки, что восседает на капоте. Ведь сам Серж Генсбур назвал ее «символом экстаза». Однако дизайн крылатой статуэтки оказался слишком старомодным, и Динан предложил вдохновляться рисунком радиаторной решетки Rolls Royce.

В конце концов, появилась бутылочка прямоугольной формы, которая, по замыслу Динана, должна была заключаться в металлическую рамку. Но по техническим причинам реальный металл использовать было невозможно. Решение задачки Динан «подсмотрел» у автомобилестроителей, которые в то время начали применять новый материал – пластик, по цвету и фактуре напоминавший реальный металл. В результатеДинан впервые в истории парфюмерного производства создал флакон, соединявший пластик и стекло, где первый служил футляром второму. Аромат в инновационной упаковке вышел 1969 году. Пако Рабанн дал парфюму имя Calandre (от фр. сalandre-решетка) в честь радиаторной решетки Rolls Royce, вдохновившей маэстро Динана на создание новаторского флакона.

К началу 70-х влиятельность Пьера Динана в мире парфюмерного дизайна была настолько велика, что основатели FiFi Awards — ежегодной премии, вручаемой за достижения в области парфюмерии, — обратились с просьбой о создании премиальной статуэтки именно к нему. Динан создал фигуру, изображающую мужчину и женщину, связанных каплей парфюма. Статуэтка, изготовленная из матового хрусталя, стала своеобразным парфюмерным аналогом Оскара. Ее дизайн не менялся до 2006 года.

Еще одним творением Динана, давшим имя парфюму, стал флакон аромата Opium. История знаменитого флакона началась летним днем 1976 года в саду Мажорель в Марракеше, куда Ив Сен-Лоран пригласилПьера Динана, чтобы получить совет по поводу своего нового проекта. Дело в том, что, вернувшись из поездки по Японии, глава дома Yves Saint Laurent буквально загорелся идеей создания чувственных восточных духов. «Я хочу, чтобы у человека, взявшего флакон в руки и вдохнувшего этот аромат, возникало ощущение, что он одурманен и покорен», – таким Сен-Лоран видел свой новый парфюм. Излагая свое виденье упаковки, Сен-Лоран вспомнил свой опыт, полученный в результате употребления ЛСД, – огненные цветы, свечи, красные и фиолетовые цвета. Кутюрье предложил Динану использовать эти цветовые образы в оформлении флакона. И тут маэстро пригодился опыт «общения» с опием, который он получил во время службы в Индокитае. «Огненных цветов» он не видел, но вспомнил о миниатюрных шкатулочках инро, в которых японские самураи хранили специи, лекарства и… опий.

Вернувшись в Париж, Динан создал флакон, вдохновленный шкатулками инро с закругленными боками, покрытыми красным лаком, с круглым окошечком, приглашающим окунуться в золотистый омут чувственности. Достойное вместилище для провокационного аромата! Увидев проект флакона, Ив Сен-Лоран решил назвать парфюм Opium. Еще до официального появления Opium против него создавались целые коалиции, что лишь увеличивало число желающих попасть на презентацию аромата, которая состоялась в Нью-Йорке в 1977 году. Корабль «Пекин», взятый в аренду в музее порта, был оформлен по-восточному пышно: сотнями метров золотой, красной и пурпурной ткани задрапировали палубу и борта судна. За штурвалом корабля, украшенного орхидеями и бронзовой статуей Будды, стоял знаменитый американский писатель-бунтарь Труман Капоте. Страстный, порочный, дурманящий Opium стал символом 70-х и положил начало эре восточных ароматов, которые один за другим стали создавать парфюмерные дома.

Работая над парфюмерными проектами, Динан всегда стремился как можно подробнее узнать интересы и увлечения своего заказчика. Создавая флакон для духов Ysatis по заказу Юбера де Живанши, Динанпредставлял женщину, удивительную, элегантную, изящную – ту, для которой творил Юбер. Быть может, его вдохновила Одри Хепберн – муза самого Живанши? Как знать… В итоге на свет появился флакон-скульптура из тяжелого стекла, грани которого словно подмигивают этой женщине, всегда разной и соблазнительной.

Работая над новыми духами для Кельвина Кляйна, Пьер Динан побывал в гостях у дизайнера. Этот визит и подсказал ему форму будущего флакона. Кельвин Кляйн коллекционировал гальку из горных ручьев Тибета и Скалистых гор Америки и янтарь. «Когда я узнал об этом, – вспоминает Динан, – то сам собой возник образ флакона: тяжелого, округлого, напоминающего обточенный водой камень, с крышкой, похожей на кусочек янтаря». Решив отметить рождение оригинальной идеи, Кельвин и Пьеротправились в бар на крыше отеля. Динан заказал коньяк. Когда принесли бутылку Rémy Martin,Кельвин Кляйн, глядя на нее, воскликнул: «Эй, это же тот цвет, который мы ищем!». Так была придумана «одежда» для парных ароматов «Obsession» («Наваждение»), выпущенных в 1985 году.


С флаконом ароматов «Obsession» связана еще одна интересная история. Динан очень любил играть в хоккей и славился мощным ударом. Когда он работал над проектом для Кельвина Кляйна, приятели пригласили его сыграть партию в гольф. Первый же удар Динана разбил мячик. Он тут же прервал игру, заинтересовавшись материалом, который находился внутри мячика. Похожий на стекло наполнитель мог послужить отличным материалом для парфюмерных флаконов. Недолго думая, Динан обратился к фирме-производителю и запросил 100 килограммов материала «на пробу». Материал оказался совершенным, и впервые Пьер Динан использовал его для флаконов «Obsession». Теперь это материал применяется в парфюмерном производстве повсеместно.


В послужном списке маэстро Динана значатся флаконы таких именитых ароматов, как Azzaro Pour Homme (1978), Valentino (1978), Ivoire de Balmain (1979), Amarige (1991), Armani (1982), Joy (1984),Fendi (1985) для Karl Lagerfeld, Tiffany (1987) и XS Paco Rabanne. Одними из последних парфюмерных проектов Динана стали: специальный выпуск аромата Mure et Musc от L’Artisan, заключенный в аппетитный флакон в форме тутовой ягодки, и зеленая бутылочка в виде плода фиговой пальмы для аромата Premier Figuier. За свою долгую творческую карьеру Динан также «отметился» на ниве продуктовой упаковки, создав дизайн бутылок для Rémy Martin и знаменитого газированного напиткаOrangina.



В 2001 году Пьер Динан вышел на заслуженную пенсию, передав дела своему сыну Жерому, который начал заниматься парфюмерным дизайном еще в 1983 году. Теперь ателье маэстро называется «Динан и сын». Жером успешно продолжает дело отца. Одно из последних его творений – массивный флакон для аромата Hummer (2008). А Пьер Динан тем временем осуществил свою юношескую мечту и стал скульптором. Одна из его скульптур представляет собой своеобразный памятник всем великим «флаконным» шедеврам ушедшего столетия.

Завершая рассказ о Пьере Динане — незаурядном человеке, новаторе, ловце снов и воплотителе парфюмерных грез, хочется повторить слова восхищения, сказанные в адрес маэстро Юбером де Живанши: «Какой тонкостью чувств, каким профессионализмом надо обладать, чтобы «одевать» духи, когда единственное, что создает их индивидуальность, – это запах!».

Автор: Ксения Архангельская,
ст. преподаватель кафедры международного менеджмента и маркетинга УрГЭУ
Unipack.ru 
Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении