Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Шампанисты. Княжеское ли дело? (часть 1, окончание)

В отличие от князей Воронцовых, несомненно, выдающихся деятелей отечественного виноградарства и виноделия, но приобретших титул, человек, о котором будет рассказано, представитель одного из древнейших княжеских родов России, еще и с «примесью» знатных родов Польши и Литвы. Да и к производству вина он буквально прилагал собственные руки.

Кое-что о легендах и фактах из жизни князя-винодела

Портрет князя Льва Сергеевича Голицына (1845-1915 или 1916), помещенный в предыдущей части рассказа, пожалуй, самое распространенное изображение этого удивительного человека. Да и на большинстве других снимков он изображен в папахе, как утверждает легенда: подарке от некоего кавказского абрека, которого князь якобы спас от смерти. Пришлось даже поискать его снимки без данного аксессуара.

Множество воспоминаний о Л. С. Голицыне, включая широко известные записки В. А. Гиляровского иФ. Ф. Юсупова, большинство рассказов о нем, на взгляд автора этих заметок, создают искаженное впечатление об этом человеке, т. к. упирают на его упрямство, резкость суждений, отход от традиционных норм поведения, эпатаж, а то и сумасбродство.

Все это, видимо, имело место. Но главными чертами характера князя были удивительная целеустремленность постоянно увлекающегося человека. Если уж увлекся, то следует четкое стремление к достижению цели.

Первые винодельческие опыты Лев Сергеевич начал осенью 1878 г. в своём имении Новый Свет под Судаком. Он приводит запущенное хозяйство в порядок. Сажает новые сорта винограда, строит винные погреба. И постепенно скупает новые участки. К 1912 г. площадь имения Новый Свет выросла до более чем 200 десятин (или гектаров – единицы примерно одинаковы). Виноградники же там увеличились с первоначальных 8 десятин до более чем 20.

В 1882 году князь приступает к опытам по производству игристых вин классическим методом шампанизации. Спустя пять лет он выпустил первые партии шампанского с марками «Парадиз» и«Новый Свет», которые ждал успех. Выпуск вина постепенно увеличивается. Оно получает множество призов на Всероссийских и зарубежных выставках. И будучи уже всемирно известным виноделом, он весной 1891 года принимает предложение стать Главным виноделом Департамента уделов. Из-за реорганизации «придворного хозяйства» с 1892 г. его должность полностью звучит как: Заведующий виноградниками и Главный винодел Главного управления уделов Министерства императорского двора.

Почему своенравный и свободолюбивый князь пошел путь на практическую, но все же придворную работу? Для ответа надо вернуться на несколько лет назад.

Новая жена и «старые» дочери

12 апреля 1884 г. он венчается с графиней Марией Михайловной Орловой-Денисовой (1856-1909). С ней он проживет до ее смерти, но детей у супругов Голицыных не будет.

Но еще до того Лев Сергеевич пытается добиться официального признания своих дочерей, рождённых вне брака, с передачей им отчества, фамилии, а по возможности и титула, но получает лишь признание их его воспитанницами. Дело в том, что «дать добро» на признание отцовства мог лишь император Александр III, который разрешение на усыновление незаконнорожденных детей давал крайне редко.

В сентябре 1888 г. в закавказском имении князя, названном при приобретении Голицыно, произошла первая личная встреча князя с Александром III. На ней они сошлись во мнении по многим вопросам, в том числе посчитали, что производство хорошего, но недорогого вина – возможный путь искоренения в России пьянства. С тех пор император неоднократно предлагал князю стать главным виноделом Департамента уделов. Но тот принимать предложение не спешил, но 6 сентября 1890 г. Александр III «всемилостивейше повелеть соизволил» разрешить Софье и Надежде принять фамилию Голицына, правда без титула, и отчество по его имени, но «без предоставления каких-либо прав на имущество»). Тут уж Лев Сергеевич отказаться от должности не посмел, хотя бы из благодарности.

Главный винодел двора Его Величества

Весной 1891 г. он, будучи уже всемирно известным виноделом, чья продукция отмечена на многих международных выставках, начинает руководить производством вина в нескольких царских имениях, в том числе в упомянутой в предыдущей части Массандре и в крупнейшем – Абрау-Дюрсо.

К моменту начала руководства виноделием Л. С. Голицыным в Абрау-Дюрсо было два подвала, построенных 1882 и 1886 гг. Но свою деятельность в обоих имениях он начинает с поисков места для новых подвалов, обоснования строительства, формирования, как сейчас бы сказали, технических заданий на объекты. В 1894 г. одновременно начинается строительство в двух имениях винных подвалов тоннельного типа (в Массандре на 7 тоннелей, в Абрау-Дюрсо – на 5), что было в новинку для России.

Завершились стройки тоже в один 1897 год.

Небольшие тиражи пробных выпусков шампанского на кавказском побережье выпускались с конца 1880-х гг., а первая партия шампанского с маркой «Абрау», произведенная в декабре 1898 г., составила уже 25 тыс. бутылок. Нашелся интересный документ, из которого ясно, что первоначально вино предлагалось назвать «Абрау-Дюрсо», да и, похоже, что оформление вина потребовало не меньше усилий и согласований, чем в советские времена.

Закладка этой партии была произведена под руководством приглашенных французских специалистов. Но Л. С. Голицын, и начальник Главного управления уделов Министерства императорского двора князьЛеонида Дмитриевич Вяземский (1848-1909) понимали, что без отечественных специалистов высокого класса не обойтись. Усилиями обоих князей в царском имении Ливадия в 1895-96 гг. были организованы практические курсы виноделия для людей с высшем образованием. Голицын регулярно проводил на них занятия, в том числе, в своем имении. И все выпускники получили весьма престижные должности, в основном, главных специалистов по выпуску того или иного вида вина.

Почему он оставил пост?

Перед самым окончанием окончания срока действия договора о работе в качестве главного винодела 6 марта 1898 г. Голицын неожиданно подал прошение об отставке, которое было удовлетворено. Чаще всего, причиной отставки называют конфликт Льва Сергеевича с Л. Д. Вяземским или с чиновниками его ведомства. Не было конфликта, хотя разногласия случались, что немудрено, хотя бы из-за трудного характера князя-винодела.

Есть основания предложить иную версию отставки. Во главе французских шампанистов, работавших в Абрау-Дюрсо, находился приглашенный по инициативе Л. С, Голицына Эдуар Робине (Edouard Robinet 1830-1905), выдающийся винодел, автор фундаментальной книги «Производство игристых вин» (1871 г.) и других работ, на которые ссылаются до сих пор.

В 1897 г. по предложению Робине производство шампанского было сосредоточено на Кавказе, а в Крыму (Ай-Даниль) свернуто, т. к. он считал крымские виноматериалы неподходящими для его производства. Вот Лев Сергеевич и решил, сосредоточившись на собственном производстве, на практике доказать ошибочность мнения столь уважаемого «мэтра».

Доказал…

И очень быстро. Широко известен триумф Голицына на Всемирной выставке в Париже 1900 года, где новосветское шампанское 1898 г. выпуска в результате конкурса слепой дегустации было признано лучшим среди этого вида вина.

В течение нескольких лет на стыке XIX и XX веков производство вина Л. С. Голицыным росло. Способствовало то, что будучи «придворным виноделом», он по условиям договора не мог торговать своим вином, кроме шампанского, поэтому у него скопилось большое количество виноматериалов. А позже стал покупать их и у других поставщиков. Помогали ему и «родственные связи». В 1892 г. дочь Софья вышла замуж за князя Николая Николаевича Трубецкого (1864-1935). Вот, кстати, ирония судьбы: ей было отказано в титуле княжны, так она стала княгиней. Из имений князей Трубецких, расположенных в южных регионах современной Украины, стали поступать в Новый Свет качественные виноматериалы.

В 1905 г. в Новом Свете был выпущен самый крупный тираж шампанского – 60 тысяч бутылок.

Финансовые трудности

Денег на множественные начинания князю не хватало всегда. Но начиная с года максимального производства шампанского финансовые трудности стали серьезными. Он вынужден был продать бόльшую часть своих новоприобретенных имений в Крыму и на Кавказе, до предела сократить число работников на виноградниках и в погребах. Ненадолго, но в 1908 г. и Новый Свет оказался в залоге.

Причину создавшегося положения многие «исследователи» видят в никудышных коммерческих способностях князя. Часто «подкрепляя» эту мысль цитатой из книги В. Гиляровского: «…держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников «Новый Свет» и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку».

Логика и логистика князя Голицына

Да, в московском магазине князя было вино по цене 28 и 30 коп. за бутылку. Но это вино изготавливалось из самых дешевых виноматериалов, чаще купленных у мелких производителей, и разливалось оно в бутылки в самой Москве. Так сокращались транспортные издержки. Вино «новосветского разлива» стоило уже от рубля и выше. А было вино и по 75 руб. за бутылку! Да и то самое дешевое вино оптом в другие магазины отпускалось уже дороже. Нормальный маркетинговый ход – привлечь покупателя именно к собственной торговой точке.

А еще продажа вина по минимальной стоимости вполне входила в логику той идеи, что они обсуждали некогда с Александром II. «Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино!» – это еще одна цитата из Гиляровского.

Причина и следствие

На самом деле причиной бедственного финансового положения в начале ХХ века был резкий переход князя от практической деятельности к общественной. Без «пригляда» зоркого глаза Голицына его обширное хозяйство стало угасать.

Изучая его общественные достижения, невольно проводишь параллель с деятельностью основоположника молочного производства в стране Николая Васильевича Верещагина (1839-1907), о котором наш портал уже писал.

Л. С. Голицын добился введения специальных рейсов поездов в период созревания фруктов и винограда в южных регионах европейской России, способствовал созданию товариществ по производству и сбыту вина среди мелких владельцев виноградников и подвалов. А еще он постоянно боролся за качество вина. На 1-м (1902 г.) и 2-м (1903 г.) Всероссийских съездах виноградарей и виноделов развернулась борьба за то, что считать виноградным вином. Точнее: можно ли добавлять в него сахар и спирт. Профессиональная дискуссия вылилась на страницы даже далекой от виноделия прессы. Голицын и его сторонники считали, что делать этого нельзя, но остались в меньшинстве. Закон «О виноградном вине», вступивший в силу в 1914 г., был построен на компромиссе: сахар разрешалось добавлять в вино только в неблагоприятные годы, а крепить исключительно виноградным спиртом.

Передача Нового Света

В ноябре 1911 г. на завтраке с Николаем II в Ливадии Голицын удивил всех, выразив желание передать Новый Свет в дар государю. В своем пользовании хозяин Нового Света оставлял лишь небольшую часть имения. Князь пригласил высочайших особ познакомиться с имением, и 18 апреля 1912 года такой визит состоялся. Лев Сергеевич Голицын за обедом торжественно вручил императору ключ от подвалов.

Часто причиной передачи называют то, что якобы тем самым, Лев Сергеевич стремился избежать официального банкротства. Не был князь Голицын банкротом, хотя к тому времени его некогда обширные владения сильно сократились. Тем не менее, на момент его смерти кроме части Нового Света (большей, чем в 1878 г.) в его владении оставались Феодосийская дача с виноградником и имение «Курган» во Владимирской губернии. «Дело об утверждении к исполнению нотариального духовного завещания Льва Сергеевича Голицына» от 29 марта 1916 года гласило, что все это «свободно от пошлин».

Реальная причина другая. Ему просто некому было передать свое великолепное виноградарское и винодельческое хозяйство и уникальную коллекцию вин, хранящуюся в подвалах. Дочь Надежда (замуж она так и не вышла), которая вела хозяйство в Новом Свете после смерти мачехи, делала это плохо. И еще: передавая Новый Свет, он просил императора осуществить его мечту – открыть в имении Академию виноделия, так он надеялся, что его практические труды не пойдут прахом.

Можно допустить, что увидев, как варварски отнеслись приехавшие для принятия дара чиновники Главного управления уделов к передаваемому имуществу (а о создании Академии и не вспомнили), Л.С. Голицын о своем поступке пожалел.

Последние годы жизни

В последние годы жизни, оставаясь председателем Комитета виноградарства Императорского общества сельского хозяйства Южной России, Лев Сергеевич сократил контакты даже с коллегами. Последняя встреча с ними произошла во время торжественного заседания, посвященного 100-летию Никитского ботанического сада 24 сентября 1912 г. Последнее посещение его коллегами (а точнее, слушателями высших курсов виноделия из Магарача) в Новом Свете случилось в мае 1914 г. Во главе делегации был Антон Михайлович Фролов-Багреев (1877-1953) – впоследствии выдающийся советский винодел, создатель принципиально нового способа получения шампанского. Символичная встреча!

Летом 1915 года Лев Сергеевич простудился, но первоначально внимания хвори не придал. Простуда перешла в воспаление легких. Умер Лев Сергеевич Голицын 26 декабря 1915 г. (по старому стилю) или 8 января 1916 г. (по новому). Из-за этого год его смерти в источниках сообщается разный.

Наследие

Материальные «памятники» творчества Л. С. Голицына сохранились: винные подвалы в Массандре, Абрау-Дюрсо, Новом Свете. Знаменитая «голицынская тропа» и здания в последнем из названых поселке. А что касается остального… Каких-либо его записей о создаваемом вине не сохранилось. Не говоря уже о более капитальном труде или мемуарах. Вполне возможно, что отсутствие собственноручных записок князя и породило множество более поздних легенд о нем. Уникальная коллекция вина, собранная в Новом Свете, еще при его жизни была разъединена, часть ее отправлена в Массандру, а оставшаяся часть пропала. Что, кстати, породило еще одну легенду: энтузиасты до сих пор ищут якобы замурованную где-то князем коллекцию.

Требование князя ко всем виноделам, которое он сам неукоснительно выполнял, чтобы указывали место происхождения виноматериалов, не нашло понимания.

Пожалуй, лишь одно «изобретение» Голицына в области оформления продукции нашло применение и то, лишь сто лет спустя. Он в свое время, с целью предотвращения поступления в страну фальсификата и стимулирования отечественного виноделия, предлагал ввести специальные «государственные марки» с указанием места производства вина, которые оклеивали бы пробки с импортной продукцией. Вспомните акцизные марки-ленточки, «охватившие» в конце 1990-х пробки вначале с импортным, а потом и со всем алкоголем.

Появившаяся в наше время торговая марка шампанского «Лев Голицын» (в разных «модификациях»), несомненно, помогает сохранить память о выдающемся русском виноделе. Но достаточно взглянуть на этикетку большинства вариантов этого, несомненно, качественного продукта и поймешь, что к наследию князя они не могут иметь никакого отношения.

Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

0

Источник: Unipack.Ru

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении