Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Загадки и легенды отечественных брендов. Часть III

Загадки и легенды отечественных брендов. Часть III Неоднократно отмечавшаяся, в том числе и на портале Unipack.Ru, тенденция покупателей приобретать товары старых отечественных торговых марок, несомненно, имеет место. Что, в общем-то, и неудивительно. Сказывается и ностальгия, выражающаяся в том, что хочется вновь встретиться с давно знакомым вкусом, запахом, этикеткой и прочим, и доверие к советской продукции, закрепленное жесткими требованиями к ее качеству, заложенному в тогдашних стандартах и других нормативных документах.

Но если попытаться вникнуть в историю знаменитых отечественных брендов, то сразу приходится сталкиваться со множеством загадок, противоречащих друг другу фактов, часто просто с домыслами и легендами.

Получается, что после двух предыдущих материалов мы «сыты и пьяны». Осталось, чтобы нос был… Нет, не «в табаке». В нем ему быть не стоит. Во-первых, при нынешней борьбе с курением могут неправильно понять. Во-вторых, о легендах, связанных с русскими папиросами, автор уже писал. Пусть будет нос в парфюме.

«Букет» для «Красной Москвы»

Духи «Красная Москва» – старейшая и популярнейшая марка парфюмерно-косметических изделий нашей страны. Мало того, «Красная Москва» – это не только духи, но и первая отечественная брендовая линейка товаров: с таким названием выпускались пудра, мыло, одеколон, а ближе к нашему времени еще и парфюмерная вода.

Продукция предлагалась как поодиночке, так и в наборах. Наборы, обычно в красивых коробках, были различные, как в полную «линейку», так и в ее часть, иначе говоря, на любую потребность и толщину кошелька. Духи же, хотя и никогда в советские времена не были дешевой продукцией, выпускались во флаконах разной вместимости и с разной степенью вычурности, что тоже способствовало их доступности для женщин с разными финансовыми возможностями.

Кто создал «Красную Москву»?

Год начала выпуска духов «Красная Москва» на фабрике «Новая заря» (до 1917 года «Товарищество Брокар и Ко», до 1922 года «Мыловаренный комбинат №5») все источники называют один: 1925-й. Объяснимо время появления первых советских духов. Тогдашний НЭП – период расцвета советского предпринимательства. Да и возникновение прослойки женщин, могущих позволить себе своеобразную «одухотворенность»: в частности, жен нэпманов и зарождающейся партийной элиты, тому способствовало.

А вот с непосредственным автором аромата имеется небольшая нестыковка. Советская литература о парфюмерии и косметике называет Павла Васильевича Иванова основным автором духов «Красная Москва» (См. Творцы ароматов и красоты. М.: Знание, 1986 г.). П. В. Иванов – автор большинства наиболее известных духов «Новой зари». Кстати, его имя упоминается в исторической миниатюре В. С. Пикуля «Душистая симфония жизни», посвященной деятельности А. Брокара. В ней писатель назвал Иванова «парфюмером № 1 в СССР». Но опыт работы Павла Васильевича на тот момент был сравнительно невелик, и уж точно не сопоставим с опытом старейшего на тот момент парфюмера фабрики Огюста (по-русски: Августа Ипполитовича) Мишеля, работавшего еще в «товариществе» Брокара и оставшегося в стране после революции.

В действительности в 1924-1925 годах над созданием первых советских духов работал коллектив во главе с О. Мишелем, ставшим в 1922 году главным парфюмером фабрики. И хотя П. Иванов в том коллективе состоял, скорее всего, именно О. Мишель был основным автором духов. Косвенное подтверждение тому можно найти в воспоминаниях советских парфюмеров, опубликованных в конце прошлого века. А Иванова могли записать в авторы просто из-за «пролетарского происхождения», да еще потому, что О. Мишель как-то незаметно исчез в некоем «тридцать проклятом» году.

И создал ли?

Но на этом неясности с созданием духов не заканчиваются. Широко распространена мысль, что духи «Красная Москва» не оригинальный продукт, а переименованное ранее существовавшее парфюмерное изделие.

По одной из версий переименованы были духи «Букет императрицы», созданные основателем и хозяином фабрики Анри (которого в России чаще называли Генрихом Афанасьевичем) Брокаром в середине 1870-х годов. А перед их созданием произошло вроде бы преподнесение букета искусственных цветов, каждый из которых был пропитан своим ароматом, кому-то из женщин царской семьи. Такое вполне могло быть, да только называются при этом разные имена одаренной женщины, да и разные даты вручения букета, начиная с 1873 года, вплоть до 1910 или даже 1913 года. Последние даты и оценивать не хочется, А. Брокар умер в 1900 году.

Вызывает вопрос и название духов. Мог ли А. Брокар для своего изделия использовать название, уже известное в мире производителей и потребителей парфюмерии? Дело в том, что духи с таким же названием (Bouquet de L’Imeratrice) создал еще в 1850-е годы Пьер Герлен, основатель дома Guerline.

По другой версии был переименован другой «букет»: духи «Любимый букет императрицы», созданные то ли в 1913 году (этот год называется чаще), то ли в 1904 году О. Мишелем.

Скорее всего, «Красная Москва» – оригинальный продукт

Советский парфюмер, автор нескольких духов и книг по парфюмерии и косметике Р. А. Фридман сообщает состав запахов, из которых составлен аромат духов «Красная Москва»: ирис, гвоздика, жасмин, флердоранж (цвет апельсинового дерева), мускус, гелиотроп (Фридман Р. А. Покупателю о парфюмерии и косметике. М.: Государственное издательство торговой литературы, 1963 г.). Поясним: гелиотроп – это спиртовой раствор душистого синтетического вещества гелиотропина. В обычном состоянии гелиотропин кристаллический. А раствор дает смесь запахов ванили и миндаля

Ни о каком более или менее подробном ароматическом составе в сообщениях о «Букетах» не говорится. Удалось найти только ссылки на то, что там присутствовали ароматы розы, жасмина и мускуса, или запах составлен из ароматов роз, нарциссов, фиалок и ландышей. В первом случае «подводит» роза, а во втором вообще ни одного совпадения.

При таких различиях во времени создания «Букетов» и их «составах» невольно возникает вопрос, аналогичный заданному в первой части материала: «А был ли вообще “Букет”?». Если он и существовал, то вряд ли «Красная Москва» всего лишь его переименование.

Зададимся вопросом: почему работе над духами «Красная Москва» специалисты «Новой зари» отдали около двух лет (полтора года – точно), если в итоге произошло лишь переименование уже существовавшего продукта? Конечно, те годы были достаточно спокойными в истории Советской России. Гражданская война закончилась, а «преобразования» в селе еще не начались. Но ведь слово «саботаж» никто не отменял. Не боялись ли парфюмеры, что кто-нибудь «стукнет» куда следует о напрасной трате времени? И могли ли вообще допустить этакий «парфюмерный саботаж» сам П. Иванов из-за своего пролетарского происхождения или О. Мишель, оставшийся в России из-за восторга перед происходящими в ней социальными преобразованиями?

В творческой работе всякое бывает. Можно допустить, что работали над созданием духов где-то с год и поняли, что нужный эффект не получается, тогда вспомнили о «Букете», чей аромат повторили и переименовали. Но есть сомнения в том, что на фабрике «Новая заря», после семи лет, когда духи не производились, да еще пришедшихся на две войны, сохранились все необходимые компоненты, чтобы воссоздать духи «Любимый букет императрицы», пусть и под новым именем. Отсутствующие же ингредиенты вряд ли можно было запросто найти в опустошенной войной и разрухой стране. Так что, скорее всего, хоть в мелочи, но рецептура «Букета» и «Москвы» разнилась.

Несомненно, люди, создававшие «Красную Москву», прекрасно знали предыдущие духи «Товарищества Брокар». Посему возможно, что-то от «Любимого букета императрицы» или другого парфюмерного продукта вошло и в «Москву». Но трудно поверить, чтобы люди, занимающиеся творчеством, просто-напросто повторили старый рецепт. Хоть в малости, но нечто новое они должны были внести.

Изменчивость и постоянство

Дизайн первого флакона и коробки духов разработал художник Андрей Евсеев, много лет проработавший на предприятии Брокара.

Ярко-красный фон коробки был расчерчен бело-золотыми перекрещивающимися экспрессивными молниеобразными линиями. В добавлении к линиям в оформлении были использованы небольшие золотые завитки. Сочетание чеканности линий с мягкостью завитков и создавало тот авангард в оформлении парфюмерной продукции, который начинал использоваться тогда во всем мире, а у нас проявился впервые. Красный цвет теплый, и он отвечал теплоте запаха духов. Золото передавало тот оттенок жара, который присущ запаху. Завитки же – томная игривость. Может быть, некоторым диссонансом к аромату духов были резкие изломы линий. Но они вполне соответствовали революционности названия.

В 1970-е годы вдруг решили изменить оформление и этикетки флакона и коробки, точнее даже, пачки, в которую тогда упаковывали духи. Прежний рисунок из зигзагообразных линий и завитков исчез, а остался только красный цвет, но двух оттенков: темного и светлого. Вертикальная граница между темно- и светло-красным цветом делила коробку точно посередине, а на границе располагалась золотая буква М, стилизованная под зубец кремлевской стены.

Но позже вернулись к первоначальному оформлению, что не могло не порадовать любительниц «Красной Москвы».

Изменился ли аромат духов за время их существования? Автор судить не берется (не мой продукт). Но так случилось, что удалось провести некий эксперимент. Случайно узнал, что одной родственнице в возрасте…, ну, не будем уточнять, в молодости нравилась «Красная Москва». Купил флакон и подарил ей на день рождения. Она была благодарна и отметила, что аромат «правильный», прежний.

***

Дай, судьба, долгой жизни заслуженным отечественным товарам! А беда у большинства из них общая: никто толком не знает истории их появления и существования. А если кто и знает, то не торопится поделиться знаниями. Вот и «курсируют» со страницы на страницу, из сайта в сайт, легенды, а также «смелые» предположения и домыслы, которые, чаще всего, ни на чем не основаны. А ведь история отечественных продуктов – это часть истории страны в целом.

Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования
Unipack.ru 
Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении