Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Выставка упаковок и этикеток для парфюмерии, созданных российскими художниками в XIX — начале ХХ вв.

В Москве, в усадьбе Люблино до конца марта работает выставка «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX — начале ХХ века». Она организована по инициативе и при участии журнала «Тара и упаковка». Большинство бумажных упаковок и этикеток для этой выставки представлено из коллекции Музея упаковки.

Этот период называют золотым веком русской парфюмерии. Посетители выставки узнают, какое отношение имеел к парфюмерии известный художник Казимир Малевич, с какими духами сравнивают знаменитую «Красную Москву», какими трюками и оригинальным дизайном в XIX — XX веках коммерсанты привлекали покупателей и как развивалась история парфюмерии в России…

Рекламный плакат фирмы Ралле и Ко. Музей упаковки

Расцвет отрасли

В России не пользовались парфюмерией до XVIII века. И обеспеченные, и простые люди ограничивались домашними средствами и походами в баню. Однако одновременно с налаживанием контактов с Европой в стране стала появляться косметика. Дворяне и иностранцы, которые жили в Москве, пользовались французскими духами и «марсельским» или «венецианским» мылом. Несмотря на это, в России не спешили открывать крупные фабрики по производству косметики.

Лишь к середине XIX века к нам стали съезжаться талантливые мыловары и парфюмеры, которые мечтали стать знаменитыми, разбогатеть и потом снова уехать во Францию. Но многие так и остались в России — именно они «написали» парфюмерную историю нашей страны.

Упаковка для мыла фирмы Ралле. Начало ХХ в. Бумага. Музей упаковки

«Духи для меха» и Chanel № 5

Первая в России фабрика по производству парфюмерии появилась в Москве в 1843 г. Ее основал французский подданный, молодой предприниматель Альфонс Ралле в Теплом переулке в Хамовниках. К 1910 г. она выпускала 675 наименований продукции (для сравнения, самая большая фабрика Франции, работая к этому времени на 100 лет дольше, выпускала 830 наименований). До 1917 г. фабрика «А. Ралле и Ко» была поставщиком Императорского двора. В 1917 г. она была национализирована и стала называться «Государственный мыловаренный завод № 4», а позднее получила более революционное название «Свобода».

Многие парфюмеры, в том числе и Ралле, старались привлечь внимание покупателей самыми разными способами. Когда Альфонс рекламировал товар, он выпустил «Энциклопедию женских рукоделий», где рассказывал о достоинствах своей продукции. В виде премии или бонуса к определенному товару он предлагал даже альбомы для вышивания.

Ралле также придумал «божественный аромат». Он создал «зимние духи», которые на морозе приобретали хрустальную нотку. Тогда их называли «Парфюм де фурор», или «Духи для меха», и также наносили на перчатки и шляпы.

Но наибольшую известность придает фабрике другой аромат. Парфюмер-лаборант Эрнест Бо, который когда-то трудился именно здесь, после эмиграции во Францию в 1917 г. создал один из самых известных ароматов в мире — Chanel № 5.

Сегодня АО «Свобода» производит около 300 наименований продукции — косметику, твердое мыло, шампуни и зубные пасты и в этом году отмечает уже 175 юбилей.

«Товарищество Брокар и Ко», Москва, начало ХХ века. Музей упаковки

Цветочное мыло и «Красная Москва»

Еще одна известная компания того времени — фабрика «Брокар». Француз Генрих Брокар приехал в Россию в 1862 году, а уже в 1864 году создал в Москве свою фабрику.

Генрих зарекомендовал себя не только искусным парфюмером, но и хорошим коммерсантом. Его компания стала популярной благодаря качественной продукции и продуманным рекламным ходам.

Сперва Брокар начал изготавливать мыло. В России обеспеченные люди предпочитали товары из-за границы, а бедные, соответственно, денег на мыло не имели. Тогда супруга Генри, Шарлотта, придумала рекламный ход: сделать мыло для малышей в форме животных, для детей чуть старше — в форме букв, а для взрослых — в форме овощей. Стоило оно дешево — одну копейку. Ход сработал — продукт стал популярным. Позже покупателей заинтересовало и более дорогое — кокосовое мыло по пять копеек. Позднее на предприятии Брокара стали делать и косметику. На выставке в Люблино можно увидеть эксклюзивное мыло товарищества в форме новогодних подарков — мандаринов и слоников, которых вешали на елку.

Рекламные ходы Генриха ничуть не уступали рекламным трюкам Ралле, к тому же он вообще любил эпатаж. Один запоминающийся случай произошел на открытии его второго фирменного магазина. Предприниматель объявил заранее, что тем, кто придет на открытие, будут выдавать бонусы в виде коробки с десятью миниатюрными предметами парфюмерии — мылом, духами, одеколоном и т.д. Хоть «сюрпризные коробки» были не бесплатные, а стоили один рубль, сбежался весь город. Ажиотаж был такой, что дело закончилось вызовом полиции. В три часа дня магазин закрыли, продав с утра две тысячи коробок.

Яркая рекламная кампания связана с появлением одеколона «Цветочный», который фабрика «Новая заря» (бывшая «Брокар») выпускает до сих пор. В 1882 г. на выставке в Москве был построен фонтан, из него били струи с одеколоном. Дамы бросали туда платки, а мужчины — сюртуки, а самые отчаянные даже решали искупаться. В прессе еще долго мелькала эта история.

В 1887 г. Брокар изобрел аромат в честь 25-летия совместной жизни с супругой. Он назвал духи в честь нее «Душистая Шарлотта», но жена присвоила аромату название «Персидская сирень». Духи очаровали ценителей парфюмерии — пользоваться этим ароматом считалось хорошим тоном.

Еще фабрика «Брокар» известна тем, что на ней работал парфюмер Август Мишель, который в 1924 г. создал знаменитую «Красную Москву». Считается, что он создал этот рецепт еще до революции и назвал «Любимый букет императрицы».

Однако большинство советских химиков и парфюмеров утверждают, что рецепт первой парфюмерной композиции отличается от второй примерно на треть и не является его копией.

Товарищество «А. Сиу и Ко» Россия, конец XIX – начало ХХ века. Музей «Душистыя радости»

«Элитная парфюмерия» и вальс в честь одеколона

Особняком от остальных держалось товарищество «Сиу и Ко», основанное Альфонсом Сиу. Его интересовала «элитная парфюмерия». Фирма держала магазины по всей России, в Польше и Прибалтике. Кроме того, компания имела собственную типографию.

Еще одним крупным производителем считалась фабрика товарищества «Э. Бодло и Ко», созданная Эмилем Бодло. Он придумал известный одеколон «Лила Флери» (в переводе «цветущая сирень»), которому композитор Оскар Кнауб даже посвятил одноименный вальс.

Флакон от Малевича и этикетки от «королевы почтовых открыток»

Конец XIX — начало XX века — время рассвета парфюмерной отрасли, когда в ее развитии участвовали лучшие творческие силы — художники и архитекторы, которые работали над пиаром и рекламой этой продукции. Большую ценность представляют флаконы духов и этикетки. Их внешний вид разрабатывали таким образом, чтобы они привлекали внимание мужчин — главных покупателей парфюмерии (ведь именно они чаще всего приобретали духи для своих дам).

Представители старшего поколения наверняка помнят флакон для одеколона «Северный» — он был в форме айсберга с белым медведем на крышке. Оказывается, эскиз к этому флакону сделал Казимир Малевич по заказу фирмы «Брокар».

Москва, середина ХХ века. Стекло ГИАХМЗ «Александровская слобода»

Брокар не раз заказывал художнику иллюстрации для этикеток и упаковок. В конце 1900-х — начале 1910-х годов жителей страны интересовало продвижение исследователей к Северному Полюсу. Малевич не только сделал эскиз флакона, но и придумал рекламу на одеколоне, которую напечатали во многих газетах. Аромат стал таким популярным, что «Новая Заря» выпускала его до 1990 г.

Этикетки для мыла фирм «Ралле» и «Брокар» были подготовлены немецкой художницей Катариной Кляйн, которую называли «королевой немецких открыток». Французские предприниматели в России заказывали ей картинки для упаковки мыла. Кляйн специализировалась на цветочных и фруктовых натюрмортах, а также на изображении птиц и насекомых. Она выполняла заказы во время Второй мировой войны, и ее работ практически не сохранилось, поэтому этикетки, представленные на выставке, уникальны.

В каждом флаконе духов заключена своя история, интрига и магия. Почувствовать ее можно на выставке во дворце Н.А. Дурасова в Люблино «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX — начале ХХ века» до 31 марта.

Фото: пресс-служба МГОМЗ, куратор выставки

Выставку «Золотой век русской парфюмерии» журнал «Тара и упаковка» и Музей упаковкипланируют открыть в мае этого года, в выставочном зале Музея- заповедника в г. Переславле-Залесском (Ярославская обл.).


Автор:  Смиренный Игорь, Гл. редактор журнала «Тара и упаковка»
1

Источник: Unipack.RuВсе статьи рубрикиВсе статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении