Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Отказ Роспатента на товарный знак «ХАЛЯВА»

Приложение к решению Федеральной
службы по интеллектуальной собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
коллегии
по результатам рассмотрения возражения заявления
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее – Кодекс) и Правилами подачи возражений и
заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденными
приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56, зарегистрированным в Министерстве
юстиции Российской Федерации 08.05.2003 № 4520 (далее – Правила ППС),
рассмотрела поступившее в Федеральный орган исполнительной власти по
интеллектуальной собственности 11.10.2018 возражение на решение Федеральной
службы по интеллектуальной собственности от 29.06.2018 об отказе в
государственной регистрации товарного знака по заявке №2017743557 (далее
решение – Роспатента), поданное Обществом с ограниченной ответственностью
«ТОРТЬЯНА», г. Воронеж (далее — заявитель), при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке №2017743557 подано на регистрацию 19.10.2017 на
имя заявителя в отношении товаров 30 класса МКТУ, указанных в перечне.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявляется словесное
обозначение «Халява», выполненное стандартным шрифтом буквами русского
алфавита.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности принято решение
от 29.06.2018 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке
№2017743557 для всех заявленных товаров 30 класса МКТУ.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам
экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть
зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду его несоответствия требованиям
пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано тем, что заявленное
обозначение имеет конкретное значение является жаргонным словом «ХАЛЯВА»:
удовлетворение потребностей за чужой счет, бесплатно (см. Словарь русской брани,
В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина, Санкт-Петербург, «Норинт», 2003, с.346),
следовательно, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака
будет противоречить принципам морали, принятым в обществе.
Таким образом, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в
качестве товарного знака, поскольку такая регистрация может быть признана
противоречащей общественным интересам на основании подпункта 2 пункта 3
статьи 1483 Кодекса.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности. 11.10. 2018
поступило возражение, в котором заявитель выразил свое несогласие с решением
Роспатента от 29.06.2018, доводы которого сводятся к следующему:

  • слово «ХАЛЯВА» известно со времен Российской Империи и
    происхождение данного слова не связывают с каким-либо противоправным
    действием;
  • самое правдоподобное предположение о происхождении слова «ХАЛЯВА»
    указывает, что современное значение слова халява перешло от значения голенище
    сапога (имеющегося в словаре Даля). Распорка халяв была простой, но нужной
    работой;
  • слово «ХАЛЯВА» не противоречит принципам морали, принятым в
    обществе. Более того, в значении «получено бесплатно, даром» оно является ярким
    образом теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу — меньшими средствами
    достичь большего (подсознательное желание сэкономить энергию), что также не
    является аморальным или преступным;
  • толковый словарь СИ. Ожегова, под редакцией доктора филологических
    наук профессора Л.И. Скворцова, 27-е издание, исправленное, Москва, ACT Мир и
    образование содержит следующее определение слова «халява» — о чем ни будь
    дармовом, бесплатном, легко достижимом;
  • приведенные определения не содержат сведений о значении слова
    «ХАЛЯВА» противоречащим принципам морали, принятым в обществе;
  • в Государственном Реестре товарных знаков и знаков обслуживания
    содержаться сведения о товарном знаке «ХАЛЯВА», по свидетельство №337819,
    дата регистрации 22.11.2007, с приоритетом от 19.07.2006, зарегистрированным на
    имя ООО «Евросеть Ритейл», Москва, в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35,
    36, 37, 38, 42 классов МКТУ;
  • одно и то же обозначение «ХАЛЯВА» не может иметь значение для одного
    заявителя, противоречащее принципам морали, а для другого — обычное значение, не
    противоречащее принципам морали.
    На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение
    Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке №2017743557 в отношении
    товаров 30 класса МКТУ.
    Изучив материалы дела, коллегия установила следующее.
    С учетом даты (19.10.2017) поступления заявки на регистрацию товарного
    знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в
    качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и
    рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически
    значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков
    обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства
    экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее —
    Правила).
    В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается
    государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений,
    представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным
    интересам, принципам гуманности и морали.
    Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии
    обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали
    учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично
    примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги,
    эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного
    содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое
    достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает
    правила орфографии.
    Заявленное обозначение «Халява» является словесным, выполненным
    стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана заявленного
    обозначения испрашивается в отношении товаров 30 класса МКТУ.
    Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 3 статьи
    1483 Кодекса показал следующее.
    При обращении к словарно-справочным изданиям, было выявлено, что
    словесный элемент «Халява» означает:
  • «халява»: уголовное — удовлетворение потребностей, получение чего — либо
    за чужой счет, бесплатно, см. Большой словарь русского жаргона В.М. Мокиенко,
    Т.Г. Никитиной, Санкт -Петербург, «НОРИНТ», 2001г., с.640;
  • «халява»: дармовщина, давалка, подделка, воровка, проститутка, см. Онлайн
    «словарь синонимов» (http//enc-dic.com).
    С учетом приведенных значений можно сделать вывод о том, что слово
    «халява» относится к жаргонным словам и, следовательно, не может быть
    зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку противоречит
    общественным интересам, принципам гуманности и морали.
    Таким образом, в силу того, что, слово «халява» является жаргонным словом
    принадлежит к относительно автономной социальной группе и используется для
    обозначения искажѐнной, неправильной речи, предоставление правовой охраны
    товарному знаку с указанным словесным обозначением будет нарушать положения,
    установленные пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
    Кроме того, товары 30 класса МКТУ, для которых испрашивается правовая
    охрана заявленному обозначению «Халява» имеют разновозрастные группы
    потребителей, в связи с чем, вероятность восприятия обозначения «Халява»
    потребителями младшего и старшего возраста, как противоречащего принципам
    гуманности и морали очевидна.
    Указанные выводы совпадают с выводами, изложенными в решении Суда по
    интеллектуальным правам по делу №СИП-123/2016 от 31.05.2016.
    Довод заявителя о том, что слово «халява» перешло от значения голенище
    сапога, является неубедительным, поскольку указанная информация не является
    широко известной среди российских потребителей, не обладающих глубокими
    познаниями в происхождении данного слова, и, следовательно, слово «халява»
    будет восприниматься в более распространенном значении, а именно «бесплатно,
    задаром».
    Довод заявителя о том, что слово «халява» является единицей русского языка,
    используемой в разговорной речи русскими людьми в положительном значении
    «бесплатно, задаром» с оттенком шутливости, а, кроме того, это часть русского
    литературного языка в виде просторечного, используемого в разговорной лексике
    слова, является неубедительным, поскольку приведенные значения также
    показывают, что данное слово применяется не в положительном значении, а носит
    негативный оттенок, когда речь идет о том, что можно «получить задаром».
    Ссылка заявителя на регистрацию товарного знака по свидетельству №337819
    не может служить основанием для регистрации заявленного обозначения в качестве
    товарного знака, так как не имеет отношения к рассматриваемому возражению,
    поскольку указанная регистрация не является в соответствии с Кодексом
    основанием для регистрации заявленного обозначения и не устраняет препятствий в
    соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса, послуживших основанием для отказа
    в регистрации заявленного обозначения «Халява».
    Таким образом, у коллегии отсутствуют основания для пересмотра
    вынесенного решения и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного
    знака ввиду его несоответствия требованиям, регламентированным пунктом 3
    статьи 1483 Кодекса.
    Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований
    для принятия Роспатентом следующего решения:
    отказать в удовлетворении возражения, поступившего 11.10.2018,
    оставить в силе решение Роспатента от 29.06.2018
Наши контакты
+7 (499) 261-92-61
+7 (499) 261-86-10

Москва, ул. Новая Басманная д.19, офис 401
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении